Top.Mail.Ru

Колумнистика

Юлия Меламед

Террор в гламуре

26.07.2013

Террор в гламуре

26.07.2013

О скандале вокруг обложки Rolling Stone, разместившего гламурное фото Джохара Царнаева, и о новом возможном освобождении террористов в Израиле.

«Я родился в Бостоне. Я вырос в Бостоне. Я всю жизнь прожил в Бостоне. Я фанат бостонской команды. Но 10 лет я жил в Москве (Россия), где атаки чеченских террористов — дело привычное. Это реальная ежедневная угроза для москвичей. Если уж говорить все, то летом 1999 года я “опоздал” на теракт в метро всего-то на пару минут. Так что любви к чеченским террористам у меня нет. Я глубочайше сочувствую жертвам бостонской трагедии».

Так начинается колонка, автор которой оправдывается за фотографию Джохара Царнаева, помещенную на обложку Rolling Stone. Таким жалким образом редакция журнала пытается объясниться через своего колумниста Мэтта Таиби. Его колонка называется: «Коренной бостонец объясняет скандальную обложку». 16 тысяч лайков все-таки колонка получила. Значит, кто-то извинения принял.

Хочешь лежать мордой в грязи, убогий, затравленный, обескровленный, полуживой, с точками лазерного прицела в башке, не человек, не зверь, а мишень — тогда будь террористом!
Напоминаю хронологию. 19 апреля братья Царнаевы совершили теракт, который унес жизни трех человек, еще 282 были ранены. За погоней по следам Царнаевых, транслировавшейся в прямом эфире, следил весь мир. И многие сердобольные люди невольно сочувствовали младшему Царнаеву, как и любому загнанному зверю. Тем более что погоню превратили в шоу. Царнаев стал протагонистом, а главному герою принято сочувствовать. И вот спустя три месяца разразился скандал. Причина скандала — обложка августовского номера Rolling Stone, на которой красуется гламурное фото Джохара Царнаева. Все как обычно: красивое лицо, дерзкий взгляд в стиле Джима Моррисона. Завидуешь... Так и выглядят тут звезды шоу-бизнеса. Уж если всё — шоу-бизнес, то чем же терроризм-то не шоу-бизнес? Уж терроризм-то поболе шоу-бизнес, чем все остальное. Sex sells. And terrorism sells (секс хорошо продается, и терроризм очень хорошо продается).

Эта обложка, судя по реакции людей, оскорбила полстраны. Почти сразу после этого журнал Boston Magazine опубликовал подборку фотографий Царнаева, сделанных во время его ареста. Эти фотографии — антигламурны. Таким и должен выглядеть настоящий террорист после того как в его голове зародилась идея уничтожать правого и виноватого, после того как он эту идею осуществил, два дня побегал от полиции всего штата, потерял брата, а потом, раненый, грязный, обезумевший, был наконец арестован. Не позавидуешь... Полицейский фотограф, который предоставил журналу снимки ареста, сделал это в ответ на публикацию в Rolling Stone и в нарушение распоряжений своего ведомства. Теперь он отстранен от должности.

Фотограф прекрасно понимал, чем рисковал, но, по его словам, «популяризация терроризма является оскорблением для родственников тех, кто погиб при исполнении служебных обязанностей». После скандала журнал Rolling Stone попытался извиниться. Колонка журналиста, цитируемая в начале, — это единственное объяснение самой редакции, и только из этого текста можно узнать, как людям пришло в голову романтизировать, гламуризировать, прихорашивать бостонского террориста. Автор колонки уверяет, что критики не читали журнала. Что между фотографией и самим репортажем — пропасть. Что не корысти ради, не с целью поднять продажи, а только ради того, чтобы опубликовать эксклюзивное журналистское расследование, был задуман этот материал. Жанр журналистских расследований в упадке, и Rolling Stone — единственный, кто продолжает держать его на высоком уровне. Вот если б в Rolling Stone провели фотосессию, отужинали, напоили Царнаева вином — тогда бы, да, осуждение было бы заслуженным. Но нет, не ужинали, не поили, не танцевали... В общем, вины нет. Нас неверно поняли.

И правда, если приглядеться, даже в подзаголовке Царнаев назван монстром — но это набрано очень махонькими буквами, как в рекламе, которая предлагает совершить покупку «абсолютно бесплатно», но внизу вставлена микроскопическая сноска о том, что придется заплатить 500 рублей.

Ну, и классика жанра: «Террористы — неотменяемый фактор современной жизни. И мы должны попытаться понять их, потому что понимание — это ключ к тому, чтобы их остановить».

Но это все слова... А послание каково? А послание таково: хочешь попасть на обложку Rolling Stone — стань террористом? Так надо понимать? А вот реакция уволенного полицейского содержала послание противоположное: хочешь лежать мордой в грязи, убогий, затравленный, обескровленный, полуживой, с точками лазерного прицела в башке, не человек, не зверь, а мишень — тогда будь террористом!

Россия кое-что знает о взрывах. И хорошо помнит, как российское телевидение героизировало Шамиля Басаева. Не по злобе. А просто всегда есть такой соблазн. Че Гевара, Арафат, да что там — все бандиты по очереди пощеголяли в героях у леволиберальной молодежи.
Ну никак не хочет редакция понимать, почему оскорбила сразу всю страну, разместив там, где обычно публикуют портреты звезд, фото кудрявого красавчика с вызывающим взглядом, напоминающего одновременно и всех рок-звезд, и всех революционеров мира... Кроме моей любимой цитаты и добавить нечего: «Что тут обсуждать?! Может, еще обсудим — красть или не красть в гостях серебряные ложки?!»

Израиль опять собрался отпускать из тюрем террористов. В самом Израиле — недоумение. Неужели опять? А что в обмен? В обмен — чистая виртуальность, жест, возможность сесть за стол переговоров. Палестинцы, конечно, будут встречать своих как героев. Пять лет назад Израиль выменял тела двух убитых резервистов на тьму боевиков, среди которых был Самир Кунтар — террорист, своими руками убивший израильскую семью, в том числе двухлетнюю Яэль и четырехлетнюю Эйнат, которой он разбил голову прикладом. В Ливане его встречали как Гагарина после полета в космос или как Навального после лжепосадки. Ну, это уже не вызывает удивления. Это традиция.

Хотя автор колонки в Rolling Stone и заврался, говоря, что москвичи живут с террором в обнимку, все же Россия кое-что знает о взрывах. И хорошо помнит, как российское телевидение героизировало Шамиля Басаева. Не по злобе. А просто всегда есть такой соблазн. Че Гевара, Арафат, да что там — все бандиты по очереди пощеголяли в героях у леволиберальной молодежи.

Вот и теперь Запад не выдерживает и сладострастно отдается старому пороку: любить и романтизировать террористов. Как Байрон и Лермонтов — дьявола.

Хочется быть похожим на Царнаева — такого, каким он изображен на обложке. И многие непременно захотят быть похожими. Его обольстительный вид и милая мордашка сами по себе уже являются соблазном. Помните, как все его жалели, когда телевидение показывало «сериал» его травли? Это тоже было шоу с погоней, и по его законам героя невозможно было не жалеть.

А разве террор — это не гламурно? Вот у нас же революция и автозаки стали гламурными. Почему бы и взрывам не стать гламурными?

Автор о себе:
 
Режиссер, сценарист, журналист. Сняла около 30 документалок. Не без международных призов. Нью-Йорк, в частности, признал мою работу «лучшим историческим фильмом». Короткометражка «Один» выиграла в 2011 году на Шанхайском международном кинофестивале. Работала на всех федеральных каналах отечественного телевидения в наши лучшие с ним годы. По базовому образованию логопед. Написаны роман и повесть. Роман «В ночь с понедельника на пятницу» можно выловить в Интернете. Училась в Еврейском университете в Москве. В Израиль езжу каждый год. Как год проходит — подступает тоска, и билет как-то сам покупается: значит, пора.
 
 
 
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}