Мораль и мясо
09.08.2013
09.08.2013
09.08.2013
Сегодня мы не удивляемся ни вегетарианцу, ни вегану, вместо лимонада запасаемся минеральной водой без газа, вместо водки и коньяка— красным вином и пивом. Даже рыба, молочные продукты и яйца могут быть подвергнуты беспощадному бойкоту, и на столе останутся сплошные салаты, орешки и листья, а чай придется заварить из трав. Возможно и иное: допустимы только органические продукты, или только сырые, или генномодифицированные категорически неприемлемы. Короче говоря, вариантов идеологически обоснованного подхода к питанию не счесть.
Сама идея добровольного самоограничения в еде, касающаяся разрешенных кашрутом продуктов, не нова в иудаизме. Иногда дополнительные строгости применялись с целью самовоспитания и духовного очищения, как, например, в системе обетов, самый известный из которых — назорейство; иногда главными были мировоззренческие основы — нежелание отнимать жизнь, возвращение к нормам, существовавшим до потопа; часто эти мотивы сочетались один с другим.
В современном возрождении интереса к разнообразным диетам есть и стремление к здоровому образу жизни, но также сильна, в особенности у сторонников веганства, морально-этическая мотивация. Движение против взращивания гусей, предусматривающего мучительное для птицы насильственное выкармливание в целях повышения количества ценного гусиного жира и увеличения размеров печени, нашло в Израиле широкую поддержку общественности и добилось законодательного запрета таких приемов обращения с живым существом. Никого в наше время не удивляет ни забота об экологии, ни охрана животных и растений на законодательном уровне, ни огромные штрафы за загрязнение окружающей среды. Борьба за права бессловесной природы принимает характер религиозных войн, участники которых поистине с героическим самопожертвованием и фанатичным ожесточением идут врукопашную против еретиков, носящих меха и кожу и с дикарским аппетитом поглощающих окровавленные стейки.Борьба за права бессловесной природы принимает характер религиозных войн, участники которых поистине с героическим самопожертвованием и фанатичным ожесточением идут врукопашную против еретиков, носящих меха и кожу и с дикарским аппетитом поглощающих окровавленные стейки.
Разумеется, и в вопросе сочувствия животным легко указать на Тору как на первоисточник. Жалость к живому занимает в еврейском законе настолько важное место, что нередко отодвигает иные запреты. Обязанность поднять упавшее под ношей животное выделена в отдельную заповедь Торы. Нас призывают быть милосердными ко всему живому, уподобляясь тем самым Творцу Вселенной. Но у этого милосердия есть жесткие границы: мы забываем о нем, когда речь идет о пользе для человека, тем самым задавая четкую иерархию ценностей.
Вегетарианское движение на этом не останавливается, призывая человечество ограничить себя в своих потребностях ради того, чтобы дать в мире место другой жизни. То есть перед нами секулярное в своей основе движение, которое оказывается в позиции, на первый взгляд, более моральной и более этически строгой, чем требования веры и религии. Подобная ситуация не уникальна в еврейской истории. Так, двести лет назад социалистическое движение обвинило мир, и в частности, религию, в недостатке милосердия к угнетенным. Многим евреям этот аргумент показался убедительным, и это стало причиной их отхода от своей веры в поисках новых, более действенных принципов.
Стоит напомнить, что в Торе обвинения, направленные против различных языческих верований, очень часто основаны именно на претензиях моральных, то есть моральные основы — это сердцевина веры, и обвинения в изъянах ее морали намного болезненней для веры, чем, например, критика со стороны научного знания. Когда религиозное мировоззрение теряет свое, если не монопольное, то, по крайней мере, центральное место в формировании человеческой морали, оно в большой степени лишается своей убедительности. Именно поэтому каждый аморальный проступок религиозного человека называется в Торе осквернением имени Всевышнего, ведь если придерживающиеся религиозных норм люди ничем не лучше всех остальных, то связь со Всевышним через Его заветы оказывается лишенной какой-либо святости. Поэтому сохранение веры возможно, лишь пока та остается лидером в духовном совершенствовании человека. Двести лет назад социалистическое движение обвинило мир, и в частности, религию, в недостатке милосердия к угнетенным. Многим евреям этот аргумент показался убедительным, и это стало причиной их отхода от своей веры в поисках новых, более действенных принципов.
Ни гелиоцентрическая система Галилея, ни теория эволюции не создали для верующих людей столько дилемм, сколько Коммунистический манифест, предложивший простой (как выяснилось, слишком простой) путь к моральному совершенствованию человека. Как известно, социалистическая попытка создания новых основ морали завершилась невиданными ранее трагедиями. Жалость к бедным, не сбалансированная уважением к человеческому достоинству тех, кто преуспел в жизни, стала образцом не милосердия, а жестокости, но это выяснилось лишь по прошествии времени.
В книге Стивена Пинкера, посвященной вопросу о том, почему насилие уходит из нашей жизни, нынешний период в духовном развитии человечества называется периодом «революции прав». На наших глазах изменяются нормы общества, признающего многие права, на которые раньше не обращали внимания: права детей, женщин, инвалидов, различных меньшинств. Среди них особое место занимают права животных, поскольку в их основе лежат не модификации привычного нам понятия прав человека, а распространение понятия права на совсем новую область.
Недостатки зеленого движения бросаются в глаза. Среди них и политизация, и зачастую защита животных при полном пренебрежении людьми и их правами, и демагогичность лозунгов — все признаки левого движения. Легко провести параллель между ними и социалистами позапрошлого века и заявить, что искусственно сформированная мораль не будет жизнеспособной. Но в новых моральных требованиях можно увидеть стремление человечества приблизиться к своему Творцу, о котором сказано, что «Он милосерден ко всем своим творениям».
Недавно произошло событие, содержащее принципиально новое решение проблемы защиты животных. Марк Пост из Маастрихтского университета представил общественности бургер, выращенный из стволовых клеток. «Коровы крайне неэффективны, необходимо скормить им 100 грамм растительного белка, чтобы получить 15 грамм животного», — заявил Пост. Проект, руководствуясь «заботой о благе животных», спонсировал Сергей Брин. Он вложил в исследования 325 тысяч долларов, чтобы не «испытывать неудобства, видя, как обращаются с коровами в сельскохозяйственной отрасли». Создание искусственного мяса принесет большую пользу не только коровам, но и экологии планеты. Согласно независимому исследованию, выращивание говядины в лаборатории требует на 45% меньше энергии и на 99% меньше земли и производит на 96% меньше выбросов парниковых газов, чем содержание коровы в сельском хозяйстве, отмечает BBC.Ни гелиоцентрическая система Галилея, ни теория эволюции не создали для верующих людей столько дилемм, сколько Коммунистический манифест, предложивший простой (как выяснилось, слишком простой) путь к моральному совершенствованию человека.
Эксперты утверждают, что новое мясо займет место на прилавках магазинов через 10-20 лет. Еще даже не начались дискуссии о галахическом статусе искусственного мяса. Будет ли его статус отличаться от заменителей мяса из сои? Будет ли оно равноценно настоящему мясу, например, для исполнения заповеди радоваться в праздничный день? До актуальности подобных вопросов еще далеко. Важно другое: найдено технологическое решение, которое позволит уменьшить страдания животных без ущемления потребностей человека.
Может быть, нас ожидает эпоха, когда с мясной промышленностью в ее нынешнем виде будет покончено. Животноводство вернется к допромышленным масштабам приусадебного разведения и приобретет пасторальный характер, а настоящее мясо станет экзотическим продуктом.
В восстановленном Иерусалимском Храме будут приносить жертвы, при этом важной частью духовного служения будет и употребление мяса животных. Сама исключительность и освященность этого действия будет способствовать формированию у человека уважительного отношения к животному. В сознании человека его уникальность как венца творения будет проявляться не в пренебрежении к страданиям других творений, а в понимании своей ответственности за них.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнение редакции и автора могут не совпадать |