Когда жениться будем?
18.10.2013
18.10.2013
18.10.2013
Случилось так, что за последний год распалось несколько очень близких нам еврейских семей. Семьи самые разные: «баалей-тшува» и родившиеся в очень религиозных семьях, городские и поселенцы, кому-то около 30, а кому-то за 40. Все семьи многодетные, и, по крайней мере, во многих случаях, оба супруга — достойнейшие люди, которых мы любим и которых нам безумно жалко.
Граф Толстой уже задолго до меня сказал, что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И все-таки меня не оставляет мучительное желание понять, найти первопричину, чтобы попытаться помочь — если не им, то хотя бы другим. И один из возникших вопросов: насколько рано следует вступать в брак?
Одна из женщин, оказавшихся в упомянутой выше ситуации, призналась: «Мы поженились совсем молодыми людьми. Ничего еще не знали и не понимали. С тех пор прошла целая жизнь, каждый из нас изменился. Мы очень хорошо друг к другу относимся, уважаем и ценим, но жить вместе стало невозможно».Это вам не Париж — в приличной религиозной израильской семье, тем более в поселениях, у тридцатилетних не бывает меньше трех детей, к сорока — редко меньше шести. В сорок пять могут быть внуки. И в такой ситуации выстраивать личную жизнь заново?
Звучало бы совсем неплохо и даже достойно, если бы разводились, скажем, 25-летние люди без детей: ладно, не получилось, начнем заново. А если лет уже значительно больше? И детей совсем немало? Это вам не Париж — в приличной религиозной израильской семье, тем более в поселениях, у тридцатилетних не бывает меньше трех детей, к сорока — редко меньше шести. В сорок пять могут быть внуки. И в такой ситуации выстраивать личную жизнь заново?
А теперь посмотрим на этот же вопрос с другой стороны, молодежной. Хорошие еврейские мальчик и девочка, воспитанные в религиозных школах. О том, чтобы без брака оказаться в постели и речи не идет, но весьма многие вообще избегают малейших проявлений физической близости, не допускают даже прикосновений к представителю противоположного пола. И речь идет не о подростках, а о молодежи в возрасте 18-20 лет... Природа человеческая дает о себе знать. Что делать-то?
Нам, выходцам из России, очень трудно дать своим детям внятный совет. Мы выросли в другой среде и в других нормах — конечно, гораздо более строгих, чем современная израильская светская среда, но значительно более вольных, чем даже самые либеральные круги религиозного еврейского мира. Оставим пока в стороне харедим — у меня практически нет контакта с их молодежью, я понятия не имею, как они решают эти проблемы, как учатся общаться с представителями другого пола, если практически не знакомы с ними, пока вдруг не приходит время сватовства. (Я говорю сейчас не только о физиологической стороне дела — это было бы еще полбеды — но ведь с мужем или женой нужно еще как-то разговаривать уметь.)
Возьмем, например, либеральное поселение, вроде нашего Гуш-Эциона, где подростки обоего пола вполне себе тусуются под луной на соседней детской площадке. Школы, правда, у них раздельные (по крайней мере с 12 лет, а то и с первого класса). При этом большинство подростков учится в интернатах — иешивах и женских гимназиях — и приезжает домой максимум раз в неделю. Но все-таки поселенческая молодежь имеет возможность общаться с противоположным полом: в более или менее совместных молодежных организациях, в армии, университете, на культурных или политических мероприятиях, да и просто на улице. Так что, допустим, разговаривать с девушкой средний юноша из «вязаных кип» умеет. А дальше что?Нам, выходцам из России, очень трудно дать своим детям внятный совет. Мы выросли в другой среде и в других нормах — конечно, гораздо более строгих, чем современная израильская светская среда, но значительно более вольных, чем даже самые либеральные круги религиозного еврейского мира.
На этом возрастном этапе перед ними открываются три возможности, одна другой проблемнее.
Первая — годами сражаться с самим собой за собственное целомудрие, что отчасти напоминает монашеские практики некоторых религий. И срывы тоже напоминают те, какие бывают у других народов. Не будем об этом подробно, хорошо? А если же никаких срывов не происходит и людям удается победить свои влечения, выходит все равно нехорошо. Ведь через сколько-то лет эти молодые все же вступают в брак, и тут оказывается, что задавленное «дурное начало» очень бы пригодилось, ведь без него, как известно, дети не рождаются.
Вторая — годами жить в конфликте между тем, что учил по этому поводу в школе, и тем, что происходит реально. Существует немалая прослойка молодых религиозных пар, особенно среди людей с высшим образованием, которые в той или иной форме живут вместе без заключения брака, обычно находя способы соблюсти установленные Торой законы ритуальной чистоты, но все равно таясь от родителей и общества.
А третья — ранний брак. Лет так в 19 – 20. Вроде бы идеальная ситуация: и Галаха соблюдена, и нравственность чиста, и физиология удовлетворена. И, если повезет, брак вполне может оказаться удачным. Слава Б-гу, нас окружает множество подобных пар, проживших долгую счастливую жизнь, воспитавших детей, сочетая семейную жизнь с профессиональными успехами и изучением Торы. Есть, правда, одно «но» — то, с которого я начал эту колонку. Все ли двадцатилетние молодые люди способны заключить союз, который продержится десятилетия?Существует немалая прослойка молодых религиозных пар, особенно среди людей с высшим образованием, которые в той или иной форме живут вместе без заключения брака, обычно находя способы соблюсти установленные Торой законы ритуальной чистоты, но все равно таясь от родителей и общества.
Знакомый историк, специалист по евреям Польши в XIX веке, рассказывал мне о невероятно высоком проценте разводов среди традиционных местечковых семей того времени. Оказалось, что многих родители женили в возрасте 14-15 лет. Молодые жили в доме у тестя, юный муж учился в иешиве или осваивал ремесло. Понемногу взрослели, как правило, еще не обзаводясь детьми. А потом либо оказывалось, что брак удачен, либо же разводились и женились снова — уже в сознательном по тем временам возрасте, лет так около двадцати или чуть старше. Никто всерьез не предлагает вернуться в те времена. Да и у поставленной мной сегодня проблемы, пожалуй, вообще не может быть универсального решения...
Автор о себе: Мне 46 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится). Мнение редакции и автора могут не совпадать. |