В одном из ближайших номеров американского «Журнала общественной экономики» появится статья д-ра Яэль Брендер-Илан, преподавателя кафедры экономики и делового администрирования Ариэльского университета, которая, убежден, должна привлечь внимание даже людей, весьма далеких от расчета налоговых поступлений. Заголовок звучит так: «Повышает ли этническая сегрегация уровень сбора налогов среди представителей национальных меньшинств?»
В основе исследования лежит теория, что представитель меньшинства неохотно платит налоги, зная, что они идут чуждому большинству. Условно говоря, почему эскимос должен послушно платить налоги, чтобы в далеком Торонто у белых людей были лучшие дороги, школы и музеи? А вот если его кровные пойдут на свою эскимосскую деревню — совсем другое дело.
В этнически однородных общинах арабы платят налоги (идущие целиком на их же местные нужды) значительно хуже, чем там, где они перемешаны с евреями. |
Этой идеей руководствовались израильские власти, учреждая местный налог на землю («арнона»), который платят все граждане страны. Кроме подоходного и других налогов, идущих в «общенациональную кассу», в Израиле есть еще и местный налог, размер которого обусловлен размером и качеством жилья, целиком идущий в распоряжение местной власти. Так вот, упомянутые ученые предположили, что даже если многие арабские граждане Израиля негативно относятся к верховной власти и к еврейскому большинству в стране, состояние своих собственных городов и деревень не может оставить их безразличными. Поэтому население города или деревни, состоящее из одних только арабов, должно вполне охотно платить местный налог.
Однако в ходе исследования авторы пришли к прямо противоположным выводам. Оказалось, что арабы, живущие в этнически смешанных городах, например в Хайфе и Акко, платят местные налоги значительно добросовестнее, чем их собратья из мононациональных населенных пунктов. Проводя расчеты, ученые постарались учесть эффект различия в уровне жизни между населенными пунктами. Например, они сравнивали еврейские и арабские поселки одного уровня благосостояния. Затем отдельно сравнивали арабских жителей разных городов, также имеющих примерно равный доход. Но, как ни сравнивай, результат выходил один: в этнически однородных общинах арабы платят налоги (идущие целиком на их же местные нужды) значительно хуже, чем там, где они перемешаны с евреями.
Возникновение этнических кварталов в крупных городах России — только вопрос времени, а в некоторых национальных республиках культурная самоизоляция идет полным ходом, по мере того, как их покидают последние остатки русскоязычного населения. |
Авторы с неизбежностью приходят к выводу, что при проживании в этнически однородных общинах культурная изоляция от большинства воспитывает у представителей меньшинств чувство ущемленности, недоверия к стране и ее институциям и снижает мотивацию исполнять свои гражданские обязанности.
Исследование коснулось только темы местных налогов. Интересно было бы сравнить, например, какова доля арабов среди живущих в смешанных и мононациональных городах, умеющих читать на иврите? Знакомых с еврейскими обычаями? Встающих в знак уважения, когда звучит сирена в День памяти павших? Мне ответ кажется очевидным, но формальных исследований на эту тему, насколько мне известно, не проводилось.
Проблема эта, естественно, не уникальна для Израиля. Сколько уже бумаги исписано по поводу мусульманских районов, возникших в больших европейских городах и превратившихся в рассадники джихадистских организаций (и это не говоря уж о более традиционных проблемах: безграмотности, преступности и т.д.). К сожалению, возникновение этнических кварталов в крупных городах России — только вопрос времени, а в некоторых национальных республиках культурная самоизоляция идет полным ходом, по мере того, как их покидают последние остатки русскоязычного населения.
И альтернатива тоже не уникальна. Если в стране живет и никуда исчезать не собирается национальное меньшинство, то у большинства есть ровно две возможности: или отделяться, или перемешиваться. В отдаленной перспективе существует больше вариантов: можно ассимилировать меньшинство в свою культуру, можно создать смешанную идентичность (американская модель), можно пожертвовать своей идентичностью (читайте «Остров Крым», очень актуально). Но на ближайшее время есть только два пути: либо арабы будут жить вместе с нами, либо отдельно, но рядом с нами. И этот выбор сыграет решающую роль в их культурно-политической эволюции.
Брать всех без разбору — развалится ткань общинной жизни. Пускать только тех, кто, как две капли воды, похож на нас самих — так скучно, аж скулы сводит. |
В отношении нелегальных мигрантов из Судана и Эритреи тоже был поставлен похожий «эксперимент». Когда-то на всю страну их насчитывалось несколько сотен, и решительно никто в Израиле не обращал на них внимания. Затем счет пошел на тысячи, что тоже в масштабах страны вроде бы пустяк. Но миграционные службы не нашли ничего более разумного, как сконцентрировать их в трех-четырех городах страны, а в основном в беднейших кварталах Южного Тель-Авива. Теперь эти районы превратились в головную боль для полиции и в кошмар для старожилов. А ведь рассеянные по всей стране иностранные рабочие, значительно более многочисленные (китайцы, филиппинцы, таиландцы), подобной проблемы не создают.
Попытки небольших групп идеологически мотивированных евреев поселиться в арабских городах и поселках обычно натыкаются на жесткое сопротивление местных жителей. Пару лет назад в результате погрома все евреи вынуждены были покинуть городок Пкиин в Галилее, который расположен внутри Зеленой черты и никоим образом не является поселением. В арабских кварталах Иерусалима еврею тоже не всегда безопасно пройти по улице.
С другой стороны, те же правые еврейские активисты протестуют против активного переезда арабов в иерусалимские районы, населенные преимущественно евреями, такие как Писгат-Зеев и Гиват-Царфатит. Мне этот протест кажется непоследовательным и не вполне логичным. Вместо этого им следовало бы требовать, чтобы полиция заставляла всех жителей страны, независимо от национальности, соблюдать законы: начиная от запрета на членство в террористических оганизациях, заканчивая соблюдением требования не мусорить на улицах и не шуметь по ночам.
Понятно, что идея смешения противоречит человеческой природе. Каждому хочется жить с себе подобными, а непохожие пусть отселятся куда-нибудь подальше. Недаром столько споров происходит в небольших поселках, в том числе и там, где живу я: пускать ли к себе светских, религиозных, полукровок, матерей-одиночек, русских, марокканцев, бреславских хасидов, лесбиянок, хабадников, холостяков, раскаявшихся воров, завязавших наркоманов, бородатых, безбородых... Брать всех без разбору — развалится ткань общинной жизни. Пускать только тех, кто, как две капли воды, похож на нас самих — так скучно, аж скулы сводит.
Кроме того, нельзя равнять под одну гребенку маленькие поселки и большие города. В деревнях и поселках все у всех на виду, поэтому некоторая степень однородности там более уместна. В городе же все не так. Поэтому вред, который приносит — и городу, и стране — существование этнических гетто, перевешивает возможные неудобства, вызываемые совместным проживанием людей разных национальностей. Естественно, при условии, что полиция и другие службы способны обеспечить общественный порядок.
Автор о себе: Мне 46 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится). Мнение редакции и автора могут не совпадать. |