Близкий Волгоград
30.12.2013
30.12.2013
30.12.2013
Волгоград, скажем прямо, находится довольно далеко от Иерусалима. Я никогда не бывал в этом городе, хотя у нас есть там дальняя родня. Однако трагедия — гибель и страдания невинных людей — объединила нас с жителями далекого волжского города в одну семью. Семью жителей Лондона и Мадрида, Найроби и Мумбая, Бостона и Нью-Йорка. В тяжелые моменты после терактов хочется чем-то помочь людям, поддержать членов семьи. Не берусь давать советов по отлову террористов и организации охраны общественного транспорта, хотя, уверен, в Израиле есть люди, которые могли бы дать россиянам пару полезных рекомендаций на эту тему. Однако поделюсь тем, в чем разбираюсь.
Поселения Иудеи и Самарии, пропорционально своему населению, пострадали от террора, видимо, больше, чем любое другое место в Израиле. При этом жители еврейских поселений не могли позволить себе ни одного дня паники, не имели права поддаваться инстинктам. И еще одного мы не могли и не можем себе позволить: чтобы пострадавший сосед остался со своей бедой один на один.
В Израиле действует немало госучреждений и общественных организаций, которые помогают пострадавшим, их ближайшему окружению и более широкому кругу вовлеченных в беду. На месте российских коллег я бы перенял не только установку металлоискателей и обезвреживание неопознанных сумок, но и практику закона о помощи жертвам террора, опыт работы нашей службы национального страхования в этой области.Губернаторам и президентам не нужно после каждого взрыва трубить на всю страну о суммах, которые получат семьи погибших — это должно происходить автоматически без их личного вмешательства.
Губернаторам и президентам не нужно после каждого взрыва трубить на всю страну о суммах, которые получат семьи погибших — это должно происходить автоматически без их личного вмешательства. Начиная от немедленной помощи — на перелет родных к месту трагедии, на оплату времени, которое они проведут в больницах, на организацию похорон, на оплату услуг психолога — и до помощи в течение многих лет, которые еще предстоят перенесшей удар семье. Например, государство Израиль выделяет средства на проведение свадьбы для сирот, потерявших в теракте родителей, помогает им в получении высшего образования. И подобных нужд, прописанных в израильском законе, множество.
Понятно, что государственные структуры, в силу объективно присущих им особенностей, не могут отреагировать на трагедию немедленно. Даже в Израиле им нужны долгие часы, иногда целый день, чтобы выделить необходимую помощь, послать специалистов. Тем более это непросто в России, с ее необъятными просторами, плохими дорогами и традиционными бюрократами. Поэтому в каждом городе и поселке должны быть специальные уполномоченные, готовые прийти на помощь уже в первые часы. Они должны четко знать: что, кто, когда и как должен делать в час беды.
В поселениях Иудеи и Самарии эта задача возложена на организацию под названием Цевет херум ишуви (примерно можно перевести как «поселковый отряд на случай экстренных ситуаций») — ЦАХИ. В состав ЦАХИ по должности входят местный раввин, медработники, служащие поселкового совета. Но основу его составляют граждане-добровольцы, которые умеют оказать, без суматохи и шума, необходимую помощь. Все обязанности в группе распределены заранее: кто должен позаботиться о детях, кто — о стариках; кто умеет поддержать морально, а кто — быстро приготовить горячий обед; кто может оперативно найти ссуду наличными, а кто — бросить все и отвезти на своей машине рыдающих родственников в больницу. Важное преимущество такой группы заключается в том, что на добровольца не ложится какая-то невыносимо тяжелая нагрузка. Даже в самые страшные годы интифады наш отряд ЦАХИ включался в работу только на несколько дней в году. Слава Б-гу, в последнее время про этот отряд вспоминали только в связи с разгулом снежной стихии. А в обычной жизни такая группа собирается раз в несколько месяцев за чашкой чая, чтобы обсудить, кого из коллектива стоит подменить, какой инвентарь необходимо припасти, какие госструктуры можно подключить в случае необходимости. В остаольное время идет обычная жизнь. Речь ведь не о героях, не об отряде святых. У каждого свои дела, работа, семья, заботы. Но в тяжкую минуту можно отложить свои дела на полдня и посвятить себя ближнему. Все лучше, чем бесконечно наблюдать по телевизору кадры обгоревшего автобуса.У каждого свои дела, работа, семья, заботы. Но в тяжкую минуту можно отложить свои дела на полдня и посвятить себя ближнему. Все лучше, чем бесконечно наблюдать по телевизору кадры обгоревшего автобуса.
Зная российскую действительность, я не сомневаюсь, что многие из родственников пострадавших в терактах в Волгограде сейчас добираются до московских госпиталей кто как умеет, обрывая при этом телефоны горячих линий. А кто отведет ребенка в детский сад? Накормит старенькую бабушку? Кто снимет белье с веревки, положит денег на мобильник, выведет собаку погулять, в конце концов? Если бы в каждом многоэтажном доме, в квартале была такая группка людей, даже в эти тяжелые дни человек увидел бы лучик света.
Прекрасно понимаю всю сложность создания таких групп в многонациональном, многоконфессиональном городе, не имеющем присущих Израилю традиций взаимопощи и солидарности. Однако может быть кто-то, прочтя эти строки, задумается и попробует. Мы, поселенцы, всегда рады поделиться опытом. Ведь все нормальные люди мира находятся по одну сторону черты, а противостоят им взрывающиеся в автобусах безумцы.
Автор о себе: Мне 46 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится). Мнение редакции и автора могут не совпадать. |