Top.Mail.Ru

Колумнистика

Алина Фаркаш

Ёлки-лайки!

31.12.2013

Ёлки-лайки!

31.12.2013

Вы будете смеяться, но вопрос, можно ли лайкать елочки, занимал меня всю прошлую неделю. Нееврейская половина моей френдленты изо всех сил постила елочки, детей в маскарадных костюмах у елочек, фотографии подарков и так далее. И я каждый раз зависала, пытаясь определить для себя приличную для пытающейся соблюдать еврейки степень одобрения и причастности. Имею ли я право лайкнуть симпатичного ребенка под елкой? С одной стороны — ребенок. С другой — елка. Дилемма! А если под елкой, я точно знаю, стоит еврейский ребенок? А если он не под елкой, а обнимается с Дедом Морозом? А если он такой милый, что пройти мимо просто невозможно? Ребенок в смысле. Не Дед Мороз.


В общем, вы представляете, сколько нервов я потратила на эти размышления — хоть в Фейсбук не заходи! А потом — ха-ха — вы не представляете, что было! Моя знакомая, жена раввина, взрослая умная женщина, которая соблюдает уже лет двадцать, если не больше, вдруг пригласила всех друзей на скрипичный концерт своей дочки. Мероприятие называлось «Рождественские встречи» или что-то в этом роде. По факту, это был обычный отчетный концерт в музыкальной школе. Но вот с таким названием, да. Под этим приглашением было немало удивленных и осуждающих комментариев.

Некоторым гражданам кажется, что оливье можно есть 364 дня в году, и нет в нем ничего страшного. Но внезапно в ночь с тридцать первого декабря на первое января оливье приобретает сакральный, прямо-таки опасный для евреев смысл.
Тут я понимаю, что вступаю на скользкую дорожку теологических споров, но вот что важно: если везде искать всевозможные признаки и запреты, то это будет натуральная белая обезьяна. Ну, знаете эту историю: не думайте о белой обезьяне — и потом ее уже невозможно выгнать из головы. Мне кажется, что «чуждый нам образ жизни» — это почти как та самая белая обезьяна. Некоторым гражданам кажется, что оливье можно есть 364 дня в году, и нет в нем ничего страшного. Но внезапно в ночь с тридцать первого декабря на первое января оливье приобретает сакральный, прямо-таки опасный для евреев смысл. И это мы еще не говорили про блины! Блины можно всегда, кроме масленичной недели. Вы знаете, когда Масленица? Я вот — не знаю. Но, понимаете, мне надо будет специально узнавать эти даты, чтобы случайно не напечь блинов, которые я делаю очень часто — сын любит.

Получается, что, стараясь избежать чужого, мы поселяем это чужое в своей голове и живем с оглядкой на него. Получается, что мы соблюдаем чужие даты, только наоборот, как на пленке-негативе. На ней, впрочем, всегда легко читается изначальное изображение.

Мне кажется несколько излишним так сильно беспокоиться о том, чтобы как-нибудь ненароком не соблюсти чужого обычая. И для иллюстрации этого у меня есть история про слоников. Моя мама как-то привезла в подарок моему сыну из поездки двух маленьких деревянных слоников. И вот надо ей было сказать, что они — то ли на удачу, то ли к деньгам. С тех пор в доме развернулась целая слоновья борьба. Муж их разъединял и разносил по разным комнатам. Сын соединял и ставил вместе на полочку. Муж подозревал, что это я приманиваю деньги путем установки слоников… Это длилось полгода, наверное! Представляете? Попутно сын был ознакомлен с волшебными свойствами слоников, что «совершенная неправда». Знаете, как в анекдоте: если Б-га нет, то какой смысл кричать? А если он есть, то зачем ссориться? Со слонами та же история. Если они — просто деревянные фигурки, то зачем их избегать. В конце концов, у сына есть масса игрушек в виде разных зверей, еще парочка точно не сыграла бы никакой роли, он бы через пять минут забыл об их существовании. А так я знаю, почему он их ставил рядочком — ведь они к деньгам! Ему казалось: а вдруг все-таки сработает? Уж слишком много места в нашей жизни занимали эти слоны.

Дочери раввина не страшно сыграть на скрипке на «рождественском вечере», просто потому, что нет никаких предпосылок к тому, что после этого она вдруг кинется отмечать Рождество. И нет ничего плохого в том, чтобы поздравить друзей и соседей.
То же самое с елками. Украшать дом цветами, ветками вербы и фикусами — можно. А поставить елку — нельзя. Или вот даже ветки принести, просто для запаха, который ассоциируется, скорее, с детством, а не с чужой религией. (Тут подумалось, можно ли пользоваться ароматической лампой, наливая туда масло пихты. Не создаст ли это в доме излишней новогодней атмосферы?)

Пыл неофитов со временем проходит. Дочери раввина не страшно сыграть на скрипке на «рождественском вечере», просто потому, что нет никаких предпосылок к тому, что после этого она вдруг кинется отмечать Рождество. И нет ничего плохого в том, чтобы поздравить друзей и соседей. И в том, чтобы оценить чужой наряд и похвалить праздничное убранство. Просто для того, чтобы не жить вечно с оглядкой, с вечной белой обезьяной в мозгах, думая больше о чужом, нежели о своем.

Автор о себе:
 
Я родилась 1980 году, у меня есть сын и, надеюсь, когда-нибудь будет дочка с кудряшками. Я родилась и выросла в Москве, закончила журфак МГУ и с одиннадцати лет только и делала, что писала. Первых моих гонораров в районной газете хватало ровно на полтора «Сникерса», и поэтому я планировала ездить в горячие точки и спасать мир. Когда я училась на втором курсе, в России начали открываться первые глянцевые журналы, в один из них я случайно написала статью, получила баснословные 200 долларов (в августе 1998-го!) и сразу пропала. Последние несколько лет я редактировала всевозможный глянец, писала о людях и тех удивительных историях, что с ними случаются.

От редакции: 04.08.2013 у Алины родилась дочка Лея. С кудряшками.


Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}