В воздухе разлита тревога. От Киева до Москвы около девятисот километров. А кажется, что уже и здесь слышен запах пылающего Майдана. Но беспокойно и в российской столице, некомфортно, страшно. Пока на Майдане воюют все против всех, в столичном еврействе обсуждают, пора ли пугаться. В стране внезапно и с большим резонансом заговорили о «еврейском вопросе». Заговорили с подачи ведущего «Вестей недели» Дмитрия Киселева, который своей реакцией на статью Виктора Шендеровича «Путин и девочка на коньках» заставил вспомнить 1949 год, когда в стране развернулась государственная антисемитская кампания.
Начнем с начала. Публицист Шендерович в своей чрезмерно эмоциональной статье сравнил юную фигуристку Юлию Липницкую, триумфально выступившую на Олимпиаде в Сочи, с Хансом Вельке, чемпионом по легкой атлетике, служившим в нацистской полиции. Вельке убит партизанами недалеко от Хатыни, в ответ немцы перебили всех жителей деревни. Почему призрак Вельке привиделся Шендеровичу в 15-летней фигуристке, отдельный вопрос. Частенько российские либералы в своем оппозиционном запале забывают об уместном и неуместном, об имеющем отношение к реальности и эту реальность искажающем. Сравнив российскую спортсменку с нацистом Вельке, Шендерович, мягко скажем, погорячился. Да, девочка блистательно выступила на Олимпиаде. Да, эта Олимпиада — имиджевый проект Путина. Ну так что ж теперь, спортсменам вообще не выступать? Или намеренно проигрывать в соревнованиях?
Частенько российские либералы в своем оппозиционном запале забывают об уместном и неуместном. Сравнив российскую спортсменку с нацистом Вельке, Шендерович, мягко скажем, погорячился. |
Девочку-фигуристку очень жаль. Получить такую болезненную и незаслуженную оплеуху в ответ на прекрасное выступление наверняка безумно обидно. Реакция Липницкой нам, впрочем, неизвестна. Правда, во время своего следующего выступления она упала. Шендерович, наверное, рад: если следовать его логике, падение Юлии Липницкой должно гарантировать падение рейтинга Владимира Путина.
Так или иначе, фигуристка публично свою обиду не показала. За нее это сделали другие. На Шендеровича, конечно, накинулись со всех сторон. Но Олимпиада шла своим чередом, а Шендерович делал ленивые заявления о том, что ничего плохого в виду не имел, ветеранов не оскорблял (у нас чуть что — все сразу беспокоятся о душевном равновесии ветеранов) и против Юлии Липницкой лично ничего не имеет. Вроде бы обычная для российского информационного пространства перебранка. Если бы не «Вести недели» с Дмитрием Киселевым, в которых ведущий прокомментировал статью Шендеровича. Напомним, это тот самый Киселев, возглавивший месяц назад пропагандистское агентство «Россия сегодня», которое должно быть создано на руинах распущенного РИА Новости. Тот самый Киселев, который сейчас называет восставших на Майдане «террористами» и частенько заходится в антизападной истерии, давно переплюнув в этом и Михаила Леонтьева, и Аркадия Мамонтова. В общем, верный винтик пропагандистской машины, про которого сам Путин говорит: «Государственной пропагандой должны заниматься патриотично настроенные люди».
Государственного пропагандиста спустили с поводка. Он уже не первый раз напрыгивает на Шендеровича, но до сих пор выглядело это беззубо, неостроумно и в целом неопасно. Сейчас намордник снят: в самое рейтинговое время на федеральном канале на всю страну Киселев нарушает табу, прямо указывая на национальность оппонентов. |
Итак, «патриотично настроенный» Киселев, комментируя статью Шендеровича, произносит очередной неостроумный пропагандистский текст, на который можно было бы не обратить внимания, если бы вдруг в нем не возникло прямого указания на национальность Шендеровича. Вместе с публицистом досталось и поэту Игорю Иртеньеву, которого Киселев разоблачает: он, мол, и не Иртеньев вовсе, а Игорь Моисеевич Рабинович. Дальше Киселев жестким тоном сообщает вышеперечисленным, что, будь Путин Гитлером, их бы уже давно разграбили, а то и отправили бы в концлагеря.
В ожесточенных спорах, которые сотрясают общество в последнее время, много кто наговорил лишнего. В эмоциональном запале заносит всех. Проблема в том, что Киселев — отпетый пропагандист, которого по собственной воле заносит разве что во сне. По остальным его телодвижениям многие уже давно приучились считывать конвульсии кукловодов. Итак, государственного пропагандиста спустили с поводка. Он уже не первый раз напрыгивает на Шендеровича, но до сих пор выглядело это беззубо, неостроумно и в целом неопасно. Сейчас намордник снят: в самое рейтинговое время на федеральном канале на всю страну Киселев нарушает табу, прямо указывая на национальность оппонентов. Более того — раскрывая псевдоним одного из них, который вообще к данной дискуссии отношения не имел. Буквально на следующий день становится известно, что Киселев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени «за трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие страны, а также за заслуги в гуманитарной сфере и “многолетнюю добросовестную работу”». Говорят, приказ подписан еще 13 февраля, до выхода в эфир пресловутой передачи, но почему-то известно о нем стало только сейчас.
Текст Шендеровича, возможно, и не имеет отношения к падению Юлии Липницкой, но вот другого своего героя он явно обидел. И обидел сильно, раз стало возможным высказывание Киселева. Высказывание, бьющее ниже пояса, нарушающее все табу. Есть надежда, что пока еще не являющееся официальным заявлением об открытой государственной антисемитской кампании. |
Несмотря на протесты общественности, несмотря на требования уволить Киселева, он лишь получает очередную сахарную косточку. Что же получаем в результате мы? Текст Шендеровича, возможно, и не имеет отношения к падению Юлии Липницкой, но вот другого своего героя он явно обидел. И обидел сильно, раз стало возможным высказывание Киселева. Высказывание, бьющее ниже пояса, нарушающее все табу. Есть надежда, что пока еще не являющееся официальным заявлением об открытой государственной антисемитской кампании. Хотя как еще можно расценивать то, что озвучил Киселев (и тут же получил орден). Как еще можно реагировать на то, что федеральная газета «Комсомольская правда» регулярно выдает антисемитские тексты, пока, правда, без прямых разоблачений. После Киселева госпожа Скойбеда, к примеру, уже вполне может перестать прятаться за иносказаниями и намеками. Ее-то, заметьте, за звериный антисемитизм тоже никто не уволил, она продолжает поражать воображение читателей своими злобными опусами.
Пока все затаились. В воздухе разлита тревога. Майдан пылает, в Сочи продолжают прыгать и побеждать. Выпад Киселева зло и раздраженно обсуждают в Фейсбуке, но под видео с этой программой на Youtube в основном одобрительные комментарии. И страшно именно это. Потому что безответственный запал Шендеровича вполне мог выпустить из бутылки старого злого джинна государственного антисемитизма, о котором мы уже благополучно забыли. Но который, кажется, никогда не забывал о нас.Автор о себе: Мои бабушка и дедушка дома говорили на идиш, а я обижалась: «Говорите по-русски, я не понимаю!» До сих пор жалею, что идиш так и не выучила. Зато много лет спустя написала книгу «Евреи в России. Самые богатые и влиятельные», выпущенную издательством «Эксмо». В журналистике много лет — сначала было радио, затем — печатные и онлайн-издания всех видов и форматов. Но все началось именно с еврейской темы: в университетские годы изучала образ «чужого» — еврея — в английской литературе. Поэтому о том, как мы воспринимаем себя и как они воспринимают нас, знаю почти все. И не только на собственной шкуре. Мнение редакции и автора могут не совпадать |