Пурим, Крым и карнавал
14.03.2014
14.03.2014
14.03.2014
Каждый еврейский праздник прочно связан с историей нашего народа. Случается, что современные события, происходящие в праздничные дни, вызывают исторические реминисценции и поддерживают в коллективном сознании нации связь времен. Всем памятен Пурим 1953 года, когда смерть Сталина остановила волну антисемитизма и чудесным образом предотвратила подготовляемые властями массовые репрессии против евреев. Но иногда на первый план выходит мистический смысл праздника, не имеющий прямой связи с его национальными корнями. Именно таким видится выпадающий в этом году на 16 марта Пурим: назначение на этот день референдума об отделении Крыма от Украины заставляет нас вспомнить о карнавальной стороне праздника.
Еврейский вопрос, к счастью, не обсуждается в разговорах о самоопределении Украины. Однако обе стороны разделившегося общества так или иначе используют его в информационном противостоянии, пытаясь обвинить в антисемитизме и фашизме своих оппонентов.
В политических событиях, происходящих на Украине, трудно не разглядеть параллель с принятым в Пурим обычаем рядиться в маскарадные костюмы. Она проявляется не только в постоянных перевоплощениях участников развернувшегося действа: солдат — в гражданских, туристов из России —в жителей Украины, революционеров Майдана — в европейское правительство. Карнавальным кажется сообщение об Аксенове, однофамильце автора известного фантастического романа «Остров Крым», как о борце за крымскую независимость. Новости все труднее отличить от розыгрыша, еще невозможное вчера вдруг становится темой для серьезного обсуждения сегодня. Заголовки в прессе вновь и вновь заставляют вспоминать о тех уродливых явлениях политики XX века, которые совсем недавно воспринимались нами лишь как материал для исторических исследований.Еврейский вопрос, к счастью, не обсуждается в разговорах о самоопределении Украины. Однако обе стороны разделившегося общества так или иначе используют его в информационном противостоянии, пытаясь обвинить в антисемитизме и фашизме своих оппонентов.
Карнавал совсем не обязательно легкомысленное веселье. Сама история праздника Пурим — это история угрозы физического уничтожения, нависшей над евреями, и чудесного спасения. Но для спасения вначале должны были произойти жестокие и кровавые вооруженные столкновения. Ведь царский приказ Ахашвероша об истреблении народа не мог быть отменен, появилась лишь возможность защитить себя. Именно поэтому праздник Пурим (в отличие от других еврейских праздников) — это день спокойствия, наступившего после победы.
Пуримские маски и костюмы символизируют скрытый ход мировой истории, в которой постоянно меняются полюсы: события трагические вдруг приобретают привкус комедии; обладающий полной властью злодей Аман, перед которым все трепетали, вдруг оказывается всеобщим посмешищем, в то время как глупый тиран Ахашверош неожиданно становится вершителем справедливости. Карнавальность Пурима является хорошей иллюстрацией к идеям Михаила Бахтина, увидевшего в карнавале прежде всего разрушение иерархий и границ между бинарными оппозициями, такими как добро/зло, высокое/низкое, святое/будничное.
Атмосфера нынешнего Пурима тревожна. Ситуация меняется буквально на глазах, опровергая сегодня прогнозы, сделанные вчера. Все еще остается надежда на мирное разрешение конфликта, но приметы холодной войны уже налицо. Крым оказался в центре внимания всего мира не в последнюю очередь потому, что «уважение к независимости, суверенитету и существующим границам Украины» были закреплены в Будапештском меморандуме 1994 года как условие отказа Украины от ядерного оружия и подведения итогов холодной войны. Это значит, что развитие ситуации вокруг полуострова может создать прецедент для стран, где активны сепаратистские движения, а также позволит пересмотреть политику ряда государств в вопросе размещения вооружений. И разумеется, события этих дней отразятся на жизни российских и украинских граждан. Неудивительна поэтому напряженность споров о происходящем на Украине. «Как можно поддерживать людей, идеалом которых являются фашисты?» — возмущаются одни. «Как можно мириться с вооруженным вмешательством во внутренние дела другой страны?» — вопрошают другие. И этими риторическими вопросами заполнено все сетевое пространство, и широкий «френдоцид» — удаление из списка друзей в соцсетях тех, кто придерживается другой точки зрения, — стал почти будничным явлением виртуальной реальности.Радость Пурима происходит из убеждения, что в любой, даже в самой грубой реальности человек может найти силы остаться человеком — веря в Творца мира, который ведет его неведомыми нам, непредсказуемыми и неожиданными путями.
Уникальность веселья, посвященного Пуриму, именно в том и состоит, что в его истории не было ухода из нашей противоречивой и зачастую с трудом выносимой реальности. «Мы до сих пор рабы Ахашвероша», — с горечью констатировали мудрецы Талмуда. Радость Пурима происходит из убеждения, что в любой, даже в самой грубой реальности человек может найти силы остаться человеком — веря в Творца мира, который ведет его неведомыми нам, непредсказуемыми и неожиданными путями.
В обычной жизни неприемлемое состояние подпития в Пурим вдруг становится заповеданным. Степень этого заповеданного опьянения определена Талмудом как «потеря способности различить между благословением Мордехаю и проклятием Аману». В хасидском учении этот градус «неразличения» воспринимается как понимание сущности собственной души, ее несводимой к интеллектуальным способностям глубины. Можно увидеть в этом и освобождение от идеологических шор, способность воспринять личность человека, не скатываясь к разделению на своих и чужих, духовно близких и «нерукопожатных». Ведь неизвестно, что страшнее — терпимость ко злу или причинение боли тому, кто, по твоему мнению, со злом солидарен. Речь не идет о моральном релятивизме, ведь даже «не различая» еврей не путает Мордехая и Амана, праведность и злодейство. Но лишь освободив свой взгляд на мир от предвзятости и шаблонов, можно по-настоящему разглядеть личность другого человека, не подменяя ее идеологической маской. Даже «не различая» еврей не путает Мордехая и Амана, праведность и злодейство. Но лишь освободив свой взгляд на мир от предвзятости и шаблонов, можно по-настоящему разглядеть личность другого человека, не подменяя ее идеологической маской.
Остается надеяться, что таким и будет пуримское чудо в этом году: люди услышат друг друга. Когда вместо врага видишь человека с его заботами и тревогами, то и война, даже холодная, оказывается избыточной и никому не нужной — и тогда находятся мирные методы разрешения конфликтов.
Веселого и мирного Пурима всем нам! Лехаим!
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнения редакции и автора могут не совпадать |