И выбери добро
28.03.2014
28.03.2014
28.03.2014
Бывают события-вехи, которые разделяют общественные контексты на отчетливо разные периоды. И некоторые цитаты заставляют задуматься о том, когда, в какой период были сказаны или написаны эти слова. «До ХХ съезда КПСС или после?», «до разрушения Берлинской стены или позднее?» — спрашиваем мы себя, встретив сентенции, которые для одного времени кажутся нормальными, уместными, а для другого — почти невозможными. У событий этого марта есть немалый шанс стать такой точкой отсчета. Украино-российский кризис уже сегодня у многих вызывает в памяти события 1914 года, напоминает пережитый нашими современниками тревожный 1991-й. Однако у 2014-го есть одна важная отличительная черта. Это первое глобальное изменение сложившихся представлений и отношений между людьми, произошедшее после информационной революции.
Открытость и доступность информации, с одной стороны, и легкость распространения дезинформации — с другой, сильно изменили мир. Как любое технологическое достижение, возникновение информационных сетей открыло невиданные ранее возможности для творения добра и породило новое орудие зла. Трудно «подвести баланс» этих возможностей, но мне кажется, что именно доступность информации стала фактором, удерживающим правительства от развязывания войн и пролития человеческой крови. Третьей мировой войны не будет не только из-за страха перед взаимным уничтожением, но и благодаря невозможности полностью скрыть свои преступления, а значит, и неизбежной необходимости нести ответственность за свои безрассудные действия.
Третьей мировой войны не будет не только из-за страха перед взаимным уничтожением, но и благодаря невозможности полностью скрыть свои преступления, а значит, и неизбежной необходимости нести ответственность за свои безрассудные действия. |
К каждому из нас обращены слова Торы: «Смотри, Я ставлю перед тобой добро и жизнь, зло и смерть» «...и выбери добро». Требование морального выбора становится особо важным в периоды массового смятения, когда такой выбор нередко означает противопоставление себя большинству. |
Намек на особые духовные задачи, поставленные перед нами, можно заметить в написании порядкового номера текущего еврейского года — 5774, тав-шин-айн-далет. Две последние буквы — те самые, которые выделены в формуле символа веры «Слушай, Израиль, наш Б-г — Б-г один» в свитке Торы. Буквы эти образуют слово «свидетель», и мудрецы трактуют их как обращение Всевышнего к еврейскому народу: «Вы — Мои свидетели» (да, название известной христианской секты тоже позаимствовано у нас). Еврейский закон определяет свидетельство как провозглашение того, что скрыто от глаз и даже не посягает на то, чтобы раскрыться само по себе. Период, когда весь мир раздирают противоречия, когда кажется, что компромисс невозможен, когда мир охвачен антагонистической игрой, игрой с нулевой суммой, — самое подходящее время для того, чтобы вспомнить, что у мира есть Творец.
Еврейство уберегает нас от массового гипноза. И оно же спасает от «партийности» мышления. Когда позиция человека определяется моральным выбором, он не обязан видеть в тех, кто с ним не согласен, лишь «союзников фашистов» или, наоборот, «пособников оккупантов». |
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнения редакции и автора могут не совпадать |