Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Теория эволюции и поиски истины

10.06.2014

Теория эволюции и поиски истины

10.06.2014

Профессиональная комиссия Министерства образования Израиля неделю назад торжественно объявила, что отныне израильские школьники будут в обязательном порядке изучать теорию эволюции. Готовые к бою журналисты, предчувствуя повторение «обезьяньих процессов», раздиравших США в 1920-е годы, бросились искать жареные факты, ожидая войны сынов света (учителей биологии) с темными отсталыми раввинами. Однако пока что ничего интересного не разглядели. Проблема преподавания биологии и вообще естественных наук, безусловно, существует в Израиле, но вовсе не в форме борьбы дарвинистов с креационистами за умы младенцев.


Теорию эволюции в израильских школах преподавали и раньше, но только в старших классах и в рамках необязательного курса биологии: его, как и другие курсы естественных наук, учащиеся могли выбрать для изучения самостоятельно. В результате только каждый двенадцатый выпускник школы сдает экзамен по биологии, а подавляющее большинство старшеклассников и вовсе не изучает биологию. Теперь министерство решило включить теорию эволюции в программу обязательного для всех курса «наук» (мадаим), изучаемого до девятого класса. Это значит, что практически все школьники узнают о Дарвине и происхождении видов. Совершит ли это революцию в израильской системе школьного образования?

Израильский восьмиклассник имеет еще весьма ограниченный опыт работы с научными фактами. А потому он будет вынужден либо принять теорию Дарвина на веру, либо отвергнуть ее, основываясь на другой вере.
В прошлом школьный учитель биологии, я без всякого энтузиазма отношусь к этому нововведению. Мне всегда казалось важным сначала изучить научные факты, а уже потом — объясняющие их теории, научить подростков отличать факты от их трактовок, подходить критически как к общепринятым, так и к «экзотическим» теориям и гипотезам. Израильский же восьмиклассник имеет еще весьма ограниченный опыт работы с научными фактами. А потому он будет вынужден либо принять теорию Дарвина на веру, либо отвергнуть ее, основываясь на другой вере. Только потом, в старших классах, он, если повезет, узнает те факты, которые эта теория должна объяснить. Впрочем, скорее всего, этого никогда не случится, и он так и останется с верой в дарвинизм. Или с неверием в него.

Возможно, израильское Министерство просвещения просто надеется нанести исподтишка удар по иудаизму, протащив в обязательный курс природоведения такую идеологически нагруженную тему? Ответ на этот вопрос состоит из двух частей.

На содержательном уровне никакого удара тут быть не может. Иудаизм ни в коей мере не обусловлен буквально понятым креационистским подходом к происхождению видов. То есть подход такой, конечно, существует, но в ортодоксальном иудаизме достаточно раввинов, которым теория эволюции ничуть не мешает: она либо вписывается в их единую картину мира, либо существует в параллельном религиозному объяснению «потоке сознания».

В школе, где учатся мои дети, еще классе во втором ученикам полагается «прививка» против одномерного мышления. Вскоре по окончании изучения книги Берешит с рассказом о шести днях творения в класс входит достопочтенный основатель школы, раввин в черной кипе и с седой бородой, и начинает рассказывать детям про миллионы лет геологической истории, динозавров и неандертальцев. В общем, как иудаизм вполне уживается с тем фактом, что Земля вращается вокруг Солнца, так и уважаемому раву ничего не стоит «переварить» теорию Дарвина. Как и любое другое научное открытие.

Крен школьного образования в сторону гуманитарных предметов не только приводит к чудовищному сужению кругозора молодых людей, но и наносит удар по их способности мыслить критически. Получается, что дети больше заняты постижением теорий и взглядов разных умных людей, чем поиском истины.
Но есть и другой уровень — социальный. Две существующие в Израиле системы религиозного образования, харедимная и государственно-религиозная (каждая из которых делится еще на несколько течений), борются за свою независимость, подобно любой социальной структуре. И тут можно поднять на знамя что угодно, а уж тем более такую непростую тему, как эволюция. Харедим и без того сражаются, как могут, с предметами намного более безобидными с идеологической точки зрения (и более полезными с практической) — например, с математикой и английским. И тут, как говорится, всякое лыко в строку. Своими глазами читал в иерусалимском квартале Геула листовки, обвинявшие директора какого-то талмуд-тора в предательстве общего дела, выразившемся в походе учеников в музей «Яд Вашем» за государственный счет.

А Минпрос зачем-то подкидывает этим блюстителям нравов все новые аргументы. То обществоведение с его гендерным равноправием обяжет изучать, то теперь вот мамонтов с динозаврами. В результате каждый занят своим делом: одни борются за чистоту нравов, другие — против мракобесия. А страдает, понятное дело, образование. Вот и сейчас, боюсь, попытка преподать харедимным детям урок эволюции приведет лишь к тому, что их в пылу сражений лишат знаний из значительно более важных разделов естествознания.

В религиозно-сионистской среде тоже начали показывать коготки. Замминистра Ави Ворцман пообещал, что в «наши» школы не попадет ничего из того, что не пройдет соответствующую педагогическую комиссию. Ну ладно, здесь сражение, вероятно, закончится компромиссом. Уберут, например, раздел о происхождении человека, тут что-нибудь подправят, там смягчат.

Короче, я не вижу в преподавании эволюции ни святой цели, ни дьявольского ухищрения. От этого изменения в школьной программе лично мне как отцу не будет ни холодно ни жарко, что, впрочем, не означает, что изменения в этой области не нужны.

Современные дети, как из религиозной, так и из светской среды, не понимают, что в Средние века и в начале Нового времени столпы иудаизма часто были выдающимися учеными — врачами, астрономами, математиками, химиками... При этом наука и Тора были для них не двумя разными занятиями, а одним.
Совсем наоборот. Положение с преподаванием естественных наук в израильских школах довольно печальное. Оставим в стороне харедим: во всех остальных школах знание законов природы и умение находить им применение в повседневной жизни тоже не выдерживают никакой критики. При всей действительно очень серьезной нагрузке в старших классах большинство выпускников школ выходит в широкий мир, не имея понятия ни о химии, ни о биологии, ни даже о физике. Крен школьного образования в сторону гуманитарных предметов не только приводит к чудовищному сужению кругозора молодых людей, но и наносит удар по их способности мыслить критически. Получается, что дети больше заняты постижением теорий и взглядов разных умных людей, чем поиском истины.

С этим связано и то, что современные дети, как из религиозной, так и из светской среды, не понимают, что в Средние века и в начале Нового времени столпы иудаизма часто были выдающимися учеными — врачами, астрономами, математиками, химиками. Рамбам, Авраам Портолеоне, Виленский гаон — вот лишь первые пришедшие на ум имена. При этом наука и Тора были для них не двумя разными занятиями, а одним. Идеальный пример в этом смысле — мудрец XIV века Леви бен Гершон (Ральбаг), у которого в одном колоссальном труде темы геометрии и мистики, философии и астрономии переплетены так, что одно нельзя понять без другого.

Самое главное, чтобы еврейские дети приучались искать истину, а не просто прислушиваться к авторитетам, будь то Тора или биология. Тогда им можно будет подкинуть и теорию эволюции. Разберутся.

Автор о себе:

Мне 46 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится).

 Мнения редакции и автора могут не совпадать.

{* *}