Неоспоримая победа
02.09.2014
02.09.2014
02.09.2014
Итак, завершился очередной раунд борьбы Израиля за свое существование. Всего лишь очередной, ведь сложно надеяться на долгий мир, даже нанеся сокрушительный удар по ХАМАСу. Поскольку жива идеология, призывающая к уничтожению евреев, и живы ее приверженцы, любая наша победа — это лишь передышка между их нападениями. И все же на данный момент мы отбили неожиданную и хорошо подготовленную атаку, ликвидировали пресловутые туннели, разрушили создававшуюся многие годы инфраструктуру террора. Благодаря нанесенному ущербу ХАМАС вряд ли скоро решится снова обстреливать израильские города и поселки. Об этом свидетельствует и его готовность вести переговоры с неудобным ему Египтом, и согласие на участие Махмуда Аббаса в процессе восстановления Газы. Ненависть к евреям остается основой идеологии и существования ХАМАСа, однако его тактика после окончания войны изменится.
Этот год отличает явное соответствие между происходящими событиями и смыслом и символикой дат еврейского календаря. Многие обратили внимание на то, что пресс-конференция израильских руководителей по поводу заключенного перемирия пришлась на начало месяца элул. Но не менее интересно, что военные действия в рамках операции «Нерушимая скала» оказались по времени близки к одному из периодов еврейского календаря, обычно остающемуся в тени.
Из Пятикнижия мы знаем, что процесс дарования Торы затянулся почти на пять месяцев и продолжался с 6 сивана, праздника Шавуот, до Йом Кипура. Мудрецы выделяют в этом отрезке времени три этапа. Первый, в начале которого Моше получил скрижали и затем разбил их из-за греха золотого тельца, заканчивается в день поста 17 тамуза. Последний — время прощения греха и получения вторых скрижалей — завершается святым днем Йом Кипура. Смысл этих двух этапов понятен: грех и раскаяние, исправление содеянного. Но в чем смысл времени, разделяющего их? Почему за грехом не может сразу наступить искупление? Несомненным сдвигом в сознании израильского общества стало ясное понимание неудачи «эксперимента» Шарона, убедившего израильтян, что уход из Газы решит все связанные с ней проблемы. Предоставление террористам свободы действий на полоске земли вдоль моря создало угрозу мирному существованию Израиля.
Второй, промежуточный, этап этого уникального периода заполнен молитвой Моше о прощении греха. Молитва есть не что иное, как установление духовной связи с Тем, кто решает судьбу мира и человека, с источником души Наверху. Молитва всегда включает в себя процесс осмысления прошлого, более глубокое проникновение в суть происходящих событий.
Возможно, самым главным результатом «Нерушимой скалы» стало новое понимание реалий жизни, толчок к изменению мировоззрения жителей Израиля и всего мира. Смена парадигмы — процесс длительный, но его результат имеет принципиальное значение.
Несомненным сдвигом в сознании израильского общества стало ясное понимание неудачи «эксперимента» Шарона, убедившего израильтян, что уход из Газы решит все связанные с ней проблемы. Предоставление террористам свободы действий на полоске земли вдоль моря создало угрозу мирному существованию Израиля. Неприемлемость подобных решений в будущем очевидна сейчас подавляющему большинству израильтян.
Поможет ли это противостоять дипломатическим усилиям Аббаса, направленным на создание палестинского государства? Новый, реалистичный подход общества к идее палестинского самоуправления дает на это надежду. Ведь многие еще не успели забыть, что Газа вначале была под управлением ФАТХа.
Возможно, не столь кардинальные, но не менее важные перемены произошли и с евреями диаспоры. Невиданный с 30-х годов прошлого века взрыв антисемитизма в Европе выявил прочную связь и взаимную ответственность, существующую между евреями диаспоры и Израилем. «Синагоги — консульства Израиля» — таков был лозунг антисемитской демонстрации в тихой Швейцарии. Похоже, что попытки остаться «полезным евреем», отмежевавшись от негативного образа Израиля, обречены на провал и на этом витке истории. Невиданный с 30-х годов прошлого века взрыв антисемитизма в Европе выявил прочную связь и взаимную ответственность, существующую между евреями диаспоры и Израилем. «Синагоги — консульства Израиля» — таков был лозунг антисемитской демонстрации в тихой Швейцарии.
Наиболее заметным геополитическим изменением на Ближнем Востоке в последнее время стал стремительный и кровавый триумф Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ). Судя по намеку Биньямина Нетаниягу, прозвучавшему на пресс-конференции, триумф этот оказал влияние и на завершение «Нерушимой скалы». Те, кто совсем недавно выглядел группой маргинальных фанатиков, сейчас представляют собой непосредственную угрозу не только для соседних государств — Ирака, Сирии, Саудовской Аравии, Иордании, Ирана, — но и для жителей Европы и Америки. Понятно, что тем самым создаются, говоря словами Нетаниягу, «новые интересы и новые союзы», и задача Израиля — умело держать курс в политических бурях Ближнего Востока.
ИГИЛ, ставший лидером исламского радикализма по захваченным им ресурсам и популярности в мусульманском мире, заставил Европу вспомнить слово из древней истории — «халифат». К претензиям на дар аль-ислам, «землю ислама», включающую Крым и Испанию, можно относиться как к курьезу, но нарочитая жестокость к неверным в сочетании с широкой поддержкой масс, по-видимому, внесет новые черты в представления о радикальном исламе, сравнимые с потрясением, которое оказал на мир теракт 11 сентября в Нью-Йорке. Тогда поколебалась аксиома гуманистического сознания, гласящая, что бедность, неразвитость и социальная несправедливость порождают террор. Возможно, сейчас основной идеологической базой террора становится исламский фанатизм, а не борьба с колониализмом.
40-дневная молитва Моше называется «периодом гнева Всевышнего». Но вслед за этими днями наступили дни прощения, когда в мире раскрылось милосердие Творца. Это период раскаяния и исправления ошибок, совершенных в прошлом. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа исправление ошибок начинается с их осознания. Понимание своих проблем всегда дается нелегко, требует особых усилий. Военная победа в большинстве случаев может быть подвергнута сомнению. Приобретенное понимание является победой неоспоримой. Будем надеяться, что недавнее решение правительства о создании нового еврейского поселения в качестве ответа на террор — это выражение нового понимания и начало формирования новой (а на самом деле старой, успешно применявшейся до соглашений в Осло) стратегии. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа исправление ошибок начинается с их осознания. Понимание своих проблем всегда дается нелегко, требует особых усилий. Военная победа в большинстве случаев может быть подвергнута сомнению. Приобретенное понимание является победой неоспоримой.
Дай Б-г, чтобы у нас хватило разума и сердца вести себя достойно в эти тревожные времена. И тогда мы увидим, как в месяц элул раскроется любовь Всевышнего к евреям, и это принесет мир и благословение всему человечеству.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнения редакции и автора могут не совпадать |