Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

С днем рождения, человек!

24.09.2014

С днем рождения, человек!

24.09.2014

Прошедший год можно оценивать по-разному, но в одном разногласий не будет: он принес много неожиданных событий, которые изменили прежний мир и представление о нем. Мы не раз ощущали в этом году свое бессилие перед ускоряющимся движением тектонических плит истории, мучились от неспособности предугадать, к чему оно приведет, были потрясены новостями, в которые с трудом верилось. Обилие информации о событиях в мире, дарованное нам современными технологиями, лишь продемонстрировало наше неумение ориентироваться в потоке сведений — сама информация оказалась инструментом манипулирования. 


Есть один выход, преобразующий состояние кризиса в источник позитивных изменений. Это обращение к Творцу мира, к Тому, Кто знает логику происходящих событий и наше место в них. Для этого в еврейском календаре есть специальный день — Рош а-Шана.
Реакция на потерю ориентиров может выражаться по-разному: отчаяние, агрессия, поиски виноватых, бегство — вовнутрь или вовне — от рушащейся картины мира. Но это реакция защитная. Есть один выход, преобразующий состояние кризиса в источник позитивных изменений. Это обращение к Творцу мира, к Тому, Кто знает логику происходящих событий и наше место в них. Для этого в еврейском календаре есть специальный день — Рош а-Шана.

Каждый еврейский праздник можно рассматривать как выход из рутины собственной души и импульс к ее совершенствованию. В Рош а-Шана этот импульс приобретает, наверное, максимально личный характер: человек обращается к своему предназначению, определяет свое место в мироздании. Другими словами, создается структура взаимоотношений между человеком и его Творцом.

В синагогах всего мира ожидают увидеть в Рош а-Шана много новых лиц. Синагога и ее обычаи кажутся новому посетителю экзотичными. Монотеистическая молитва требует высокого уровня абстракции, поэтому она пронизана символами и ритуалами, для понимания которых необходимо приложить немало интеллектуальных усилий. Даже обычно дружелюбная атмосфера (все-таки синагога — это «дом собраний», а не xрам) и наличие современных переводов на русский язык молитв и комментариев не могут гарантировать, что первые шаги в иудаизме будут твердыми и уверенными. Но именно в дни Рош а-Шана неопытность из недостатка превращается в существенное достоинство. Комментаторы объясняют значение дней этого праздника словами пророка Ирмиягу: «Издалека Всевышний виден мне». Ощущение дистанции между собой и Творцом мира, признание своих ограничений — отправная точка маршрута, который проходит человек в Рош а-Шана. Вершина этого восхождения — осмысление мира и своей судьбы, появляющиеся не вследствие усилий разума, а путем осознания власти и величия Творца.

Ощущение дистанции между собой и Творцом мира, признание своих ограничений — отправная точка маршрута, который проходит человек в Рош а-Шана. Вершина этого восхождения — осмысление мира и своей судьбы, появляющиеся не вследствие усилий разума, а путем осознания власти и величия Творца.
Далекие от обыденности идеи праздника оказывают влияние и на будничную жизнь. Человек по своей натуре ощущает себя центром мироздания. Весь окружающий мир он оценивает сквозь призму своих личных интересов, предпочтений, надежд. На групповой фотографии мы первым делом ищем себя. Проблема «другого» — тех, кто не укладывается в рамки «своих», не умещается в пространстве наших представлений о правильном и нормальном, — в философии
XX века рассматривалась как одна из важнейших проблем человечества.

Отчуждение между людьми приняло особые формы в уходящем году. Его события не стали темами для теоретических рассуждений, а ворвались в нашу жизнь автоматной очередью. Они превратили друзей в недругов, добрых соседей — в опасных соглядатаев, земляков — во враждебные бандформирования, «френдов» из социальных сетей — в «вату» и «укров». Внезапно разверзлась непреодолимая пропасть между бывшими единомышленниками, детьми и родителями, разделились на два лагеря и те, кто давно уже покинул места конфликтов и абсорбировался в дальних краях. Один из моих друзей рассказал, как, услышав в телефонном разговоре возмущение «происходящим геноцидом», решил не уточнять, чей именно народ, по мнению собеседника, является жертвой геноцида. Зачем портить хорошие отношения?

Молитвы Дня Суда неслучайно говорят о самых разных частях мироздания, от мира минералов до высших ангелов. Осознание себя сотворенным, понимание своих границ дает потенциал для осознания мира «другого» — непонятного, иногда враждебного, но, как и ты, имеющего в душе целый мир чувств и переживаний.

Осознание себя сотворенным, понимание своих границ дает потенциал для осознания ‎мира «другого» — непонятного, иногда враждебного, но, как и ты, имеющего в душе ‎целый мир чувств и переживаний.
В этом дополнительное значение праздника Рош а-Шана: это не только день коронации Властелина мира под звуки шофара, но и день сотворения первого человека, Адама, про душу которого сказано, что она включала в себя души всех людей. Можно назвать этот день днем рождения человека, хоть процесс появления на свет Адама был иным, чем у его потомков.

День рождения — это время приобретения новых сил, раскрытия в душе ее сути, того потенциала, который не всегда проявляется в будничной жизни. В этот день каждому дается возможность вспомнить о том «Б-жественном облике», который заложен в его душе. Распознав его в себе, мы не забудем, что он есть и в душе «другого». И тогда иная картина мира другого человека, неприятие им очевидных для меня идеалов не будут выглядеть таким уж страшным преступлением.

Многие из конфликтов уходящего года являются результатом нежелания признать за другими право на их собственные страдания и переживания. Это дало почву для недобросовестных манипуляций политиков, результатом которых стали кровавые трагедии. Если в день рождения человека мы станем чуть больше людьми, то и мир вокруг нас будет человечнее. И тогда Всевышний ответит на нашу молитву: «Да исчезнут проклятия уходящего года и начнутся благословения года наступающего!»

Да будет свыше принято и тотчас исполнено решение о хорошем и сладком годе для всех вас!

Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 

Мнения редакции и автора могут не совпадать
{* *}