Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Восточный Иерусалим — это тоже Израиль

24.10.2014

Восточный Иерусалим — это тоже Израиль

24.10.2014

Малоприятный запах слезоточивого газа, используемого для разгона толпы, добирается и до нашего приемного покоя. Раздражающий звук вертолета, патрулирующего проблемные районы Восточного Иерусалима, стал сегодня обычным фоном рабочего дня. И почему-то никто этому не удивляется, все живут как ни в чем не бывало. Арабские и еврейские пациенты продолжают приходить в больницу. Арабские и еврейские врачи и медсестры продолжают работать вместе, и даже в выражении их лиц нельзя заметить ничего особенного.


Уже более трех месяцев продолжаются вялотекущие беспорядки в Восточном Иерусалиме. Двести разорвавшихся бутылок с «коктейлем Молотова» насчитала полиция, нет числа брошенным булыжникам, разбитым стеклам случайных машин и городских автобусов, сожженным трамвайным остановкам, пострадавшим надгробиям на Масличной горе. Кульминацией, конечно, стал чудовищный теракт в минувшую среду, когда хамасовский активист въехал на большой скорости в группу ждавших трамвая пассажиров, убив трехмесячную девочку и ранив еще нескольких человек.

С точки зрения буквы израильского закона Восточный Иерусалим ничем не отличается ни от западной части города, ни от Хайфы или Тель-Авива. Но то только буква. А реальность этой половины города давно напоминает старый советский анекдот: «мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят».
Необязательно быть гениальным криминологом, чтобы предсказать, что череда продолжающихся три месяца погромов в какой-то момент приведет к жертвам. Все это время мэр и жители города взывают к полиции: сделайте же что-нибудь! На это полиция отвечает что-то вроде: спокойно, граждане, мы работаем, просто без лишнего шума, скоро увидите результат. Главное, что говорят они это искренне. И действительно что-то такое делают, кого-то там задерживают, какие-то патрули организуют… Только вот результатом и не пахнет. По крайней мере, обещанным.

Из-за чего, собственно, бунт? Каждый раз погромщики находят новый повод. То убийство арабского подростка евреями-отморозками (естественно, полиция и ШАБАК тогда встали на дыбы, чтобы найти убийц в кратчайшие сроки, но это не помешало уличной толпе обрушить град камней именно на стражей порядка), то война в Газе, то заселение нескольких еврейских семей в честно купленные квартиры в одном из кварталов Восточного Иерусалима (при этом в западных районах живут уже тысячи арабов, и что-то никто по этому поводу беспорядков не устраивает), то посещение евреями Храмовой горы…

Вместо множества этих и других поводов я предлагаю попытаться разглядеть одну-единственную причину. Ее сформулировал еще великий Аристотель: «Природа не терпит пустоты». Я имею в виду пустоту безвластия. Если между пространствами, на которых соблюдаются законы, оставить кусок земли, где законы исполнять необязательно, в эту пустоту стекутся не самые лучшие проявления человека и человечества. Этот эксперимент и ставят в последние годы в Восточном Иерусалиме.

Нынешний конфликт в Иерусалиме не межнациональный и не межрелигиозный, или, по крайней мере, не вполне таковой. В первую очередь это конфликт между законом и хаосом. 
С точки зрения буквы израильского закона Восточный Иерусалим ничем не отличается ни от западной части города, ни от Хайфы или Тель-Авива. Но то только буква. А реальность этой половины города давно напоминает старый советский анекдот: «мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят». Министерство просвещения не замечает школ, где почему-то преподают по палестинским программам. Минздрав — больниц, где работают врачи, не имеющие права на практику в Израиле (а то и вовсе непонятно кто), которые дают больным лекарства, изготовленные в неизвестно каком подвале. Мэрия — построенных без всякого разрешения не то что домов, а целых улиц. Автоинспекция закрывает глаза на любые нарушения правил дорожного движения, пока это происходит внутри арабских кварталов.

Местные жители и власти, со своей стороны, делают вид, что не замечают (а может, и вправду привыкли?) узких разбитых дорог, протекающей канализации, безобразного общественного транспорта, несусветной тесноты в школах, грязи на улицах, медицины на уровне стран третьего мира, отсутствия детских площадок…

Даже на территории Палестинской автономии, где-нибудь в Рамалле или Бейт-Лехеме, порядка и то больше. Можно много чего сказать о просвещении, здравоохранении или судопроизводстве в автономии. Но там хотя бы все логично: на школьном здании висит палестинский флаг — внутри учат по палестинской учебной программе. А здесь школа снаружи вроде бы израильская, а внутри — палестинская. В Рамалле палестинский полицейский заставит гражданина исполнять палестинский закон. А тут израильский полицейский не настаивает на соблюдении своего.

На разжигание ненависти у арабского населения тратятся немалые деньги, кто-то работает сверхурочно, убеждая молодежь, что бросание булыжника в машину с детьми есть высокое проявление национальной гордости и личного героизма.
Храмовая гора давно стала символом этого безвластия. Управляет самым святым местом в мире структура под названием «Вакф», которой по израильским законам просто не существует. Но это опять-таки по закону. В реальности же еще как существует. Более того, израильская полиция в общем и целом слушает этот самый Вакф, установивший порядок посещения горы евреями и христианами. На Храмовой горе де-факто и сам Вакф, и полиция, и туристы, и паломники живут «по понятиям», по сложившимся с годами неписаным правилам, иногда прямо противоречащим закону и здравому смыслу.

Нынешний конфликт в Иерусалиме не межнациональный и не межрелигиозный, или, по крайней мере, не вполне таковой. В первую очередь это конфликт между законом и хаосом. И доказательством этого может служить тот факт, что в местах, где бок о бок работают евреи и арабы и соблюдаются определенные нормы поведения, будь то больница или рынок Махане Иегуда, вовсе не чувствуется межнационального напряжения (в отличие, кстати, от недоброй памяти годов интифады).

Конечно, хаос не существует сам по себе и не все в Иерусалиме объясняется многолетним головотяпством и бездействием израильских властей. Беспорядки вполне сознательно провоцируются как ХАМАСом, так и ФАТХом. На разжигание ненависти у арабского населения тратятся немалые деньги, кто-то работает сверхурочно, убеждая молодежь, что бросание булыжника в машину с детьми есть высокое проявление национальной гордости и личного героизма. Однако это зловредное семя падает в Иерусалиме на плодородную почву, которая, как это ни странно, не всегда находится даже в Иудее и Самарии, не говоря уже об израильских арабах. Да, и на территориях, и в Галилее можно было в последние пару лет по случаю какого-нибудь события собрать толпу для разовых безобразий. Но так, чтобы это продолжалось месяцами? Только в святом городе.

Чего я жду от своего правительства? Очень простой вещи: искренне прочувствовать, что Восточный Иерусалим — неотъемлемая часть страны, а его жители, с гражданством или без, — это жители Израиля, и права и обязанности у них точно такие же, как в Хайфе. А потом начать действовать согласно этому.

На практике это должно означать сочетание жесткого и неумолимого применения всех израильских законов в отношении каждого человека и каждого учреждения в восточной части города, принятие реальных мер по приведению уровня жизни там в соответствие с общеизраильским. Да, это потребует вливания в кратчайшие сроки десятков миллионов шекелей. Строительства нового, современного жилья для арабского населения, десятков школьных классов и нормальных клиник, а также и новых полицейских участков в каждом квартале.

Я понимаю, что это стоит немалых денег. Но фактический раздел города приведет к войне, не дай Б-г. А это обойдется дороже.

Автор о себе:

Мне 47 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится).

 Мнения редакции и автора могут не совпадать.

{* *}