Где кончается Коломойский?
10.11.2014
10.11.2014
10.11.2014
В 1922 году Лион Фейхтвангер закончил двухлетнюю работу над романом «Еврей Зюсс», на мой взгляд, лучшим своим произведением. Это была не первая попытка немецких писателей обратиться к фигуре Йозефа Зюсса Оппенгеймера — одного из придворных евреев одного из германских княжеств XVII века. Фейхтвангеру, однако, удалось лучше других передать сложность этого образа — циничного, корыстного, беспринципного человека, который в момент истины предпочел смерть ренегатству.
В 1939 году Геббельс поручил Файту Харлану экранизировать этот роман. Фейхтвангер в своем письме актерам, снявшимся в этом мерзком антисемитском поклепе, писал: «Я представляю себе, господа, я представляю себе, как Геббельс однажды сказал одному из вас: “Да, вот что, еще этот “Еврей Зюсс”, Фейхтвангер сделал его таким популярным и объективно, как и все эти евреи, выставил напоказ все, что свидетельствует против них. Нельзя ли нам все это заимствовать, стибрить? Для этого, пожалуй, следует лишь похерить две трети книги, из остатка же можно сварганить отличное дельце”».
Да, именно так, рецепт любого человеконенавистнического варева прост: поменьше ингредиентов. Максимально упростить.
На деле же человек — сложное существо. И каждый его поступок, да и вся совокупность его действий требует глубочайшего исследования.
***
У меня зазвонил телефон. Он у меня часто звонит — положение обязывает. И в этот раз звонил журналист. Появилась очередная прекрасная история. Из коллекции комментариев российским информагентствам, «не вошедших в ленту». Итак, вот он, этот невостребованный отчего-то материал:
«В иудейской общине РФ восприняли обращение коммунистов к раввинам по поводу Коломойского как антисемитское. В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) подвергли резкой критике обращение депутатов Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина и Сергея Обухова к раввинам по поводу главы Объединенной еврейской общины Украины, олигарха Игоря Коломойского. “Предложение еврейской общине оценивать действия Коломойского как бы предполагает изначальную ответственность еврейской общины за действия любого еврея. Возникает вопрос: почему мы не ждем от патриарха заявлений по поводу действий любого православного по происхождению и от муфтиев — заявлений по поводу действий любого мусульманина по происхождению?” — заявил в пятницу глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. Как сообщалось, в пятницу газета “Известия” опубликовала обращение упомянутых депутатов в адрес главного раввина России Берла Лазара и главы Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввина Адольфа Шаевича, в котором попросили дать оценку фактам финансирования И. Коломойским вооруженных экстремистских формирований. По мнению Б. Горина, эта инициатива, “несомненно, антисемитская”, за ней кроются “политические спекуляции и попытки привнести в очень тяжелый и без того конфликт еще и религиозный оттенок, против чего Федерация еврейских общин России категорически протестует”. Он также отметил, что идея о том, будто евреи несут ответственность за действия любого другого еврея, создает впечатление “о еврейском заговоре, еврейском единстве и так далее, что, в общем, является, конечно, абсолютными мифами”. Кроме того, как заявил собеседник агентства, обращение к главным раввинам предполагает, что они — специалисты в международном праве, в политике, а это “является безусловным вымыслом”. По словам Б. Горина, для того чтобы давать оценку любому действию любого еврея, раввины, если от них это требуется, занимаются судебным расследованием: существует понятие “еврейский суд”, и если кто-то подает в него жалобу на другого еврея, раввины должны выяснять, кто прав, виноват и кто нарушил закон. “На Коломойского в раввинский суд никто не подавал, поэтому любые разговоры раввинов о действиях Коломойского будут досужими и не соответствовать их положению и обязанностям как законоучителей, потому что законоучитель, раввинский судья, занимается вопросами, входящими в его юрисдикцию, то есть его должен кто-то об этом попросить. Пусть подают в раввинский суд, и тогда раввины этим будут заниматься и будут давать оценку с точки зрения еврейского законодательства”, — добавил он». |
Бруклинская община сатмарских хасидов говорит от имени сатмарских хасидов. Это около 100 тысяч консолидированных голосов на выборах. Вес этой общины равен, соответственно, 100 тысячам голосов. А кого представляет еврейская община Москвы и Днепропетровска, России и Украины? Для скольких евреев Украины принципиально важно и бесспорно мнение самых влиятельных еврейских лидеров? |
В силу ряда обстоятельств бесчисленные еврейские конгрессы, союзы и советы создавались для обслуживания интересов конкретных «благотворителей». «Новые постсоветские» надеялись, что руководство еврейской организацией автоматически послужит им пропуском в клуб еврейской аристократии Запада. |
Автор о себе: До шестнадцати лет я жил в Одессе. Этот факт биографии оставил неизгладимый след: я и сейчас, прожив большую часть жизни в Москве, ощущаю себя одесситом. В застойные годы моего детства в доме висели мезузы и по всем правилам отмечался Песах. Так что я одесский пасхальный еврей. Как всякий одессит, хорошо устроился: зарабатываю на жизнь любимым времяпрепровождением. Чтением. Много издал, что-то написал, кое-что перевел. Главное событие в жизни — встреча с Любавичским Ребе. Сначала виртуальная, потом материализовавшаяся. Его взгляд на миссию человека, наложившийся на одесскую жовиальность, и сделали меня мной. Мнения редакции и автора могут не совпадать. |