Тора против террора
25.11.2014
25.11.2014
25.11.2014
Еврейская история полна бед и катастроф. Каждый теракт, каждый случай кровопролития и даже каждое демонстративное проявление антисемитизма воспринимается нами как часть общей трагедии народа. И тут не помогают логические выводы из статистических данных, согласно которым жертвы ДТП в Израиле превосходят числом павших в израильских войнах солдат. Одна из причин столь болезненного восприятия состоит в том, что, когда на евреев нападают лишь из-за их национальности, это вновь возвращает нас к фундаментальным вопросам о сути еврейства.
Зверское нападение на синагогу во время утренней молитвы, произошедшее на прошлой неделе в Иерусалиме, поставило перед израильским обществом немало болезненных вопросов. В истории Израиля последних десятилетий террористический акт не впервые становится вехой, знаменующей поворот в общественном сознании. Так случилось в результате теракта на пасхальном седере в гостинице «Парк» в Нетании, после которого армия провела антитеррористическую операцию «Защитная стена», так было и после трагедии в тель-авивском «Дельфинариуме».
Но, пожалуй, впервые проблемы, поставленные перед обществом кровавой трагедией, нашли незамедлительное выражение в бурной политической дискуссии, которая вышла за рамки традиционного разделения на правых и левых. Причина этого — в шокирующих деталях случившегося. В демократическом государстве невозможна дискриминация по национальному признаку, утверждают Нетаниягу и Беннет. В свою защиту мэр Ашкелона сказал, что скорее предпочтет пойти под суд, чем на похороны ребенка, ставшего жертвой арабского террориста.
Один из убийц незадолго до нападения работал уборщиком в синагоге, превращенной им в место кровавой бойни, второй был работником соседнего магазина. Ножи и пули были обращены против тех, с кем убийцы совсем недавно находились в непосредственном ежедневном контакте.
Понятны опасения за себя и своих близких, охватившие многих жителей Израиля. Глава муниципалитета Ашкелона Итамар Шимони на следующий же день принял решение запретить нанимать арабов для строительных работ в зданиях детских садов. Такой шаг стал реакцией на настойчивые требования родителей, озабоченных безопасностью своих детей. Несколько авторитетных раввинов также призвали свои общины отказаться от услуг арабских рабочих. Решение Шимони вызвало резкую критику со стороны израильских политиков из разных лагерей, включая главу правительства Биньямина Нетаниягу и лидера национально-религиозной партии Нафтали Беннета. В демократическом государстве невозможна дискриминация по национальному признаку, утверждают они. В свою защиту мэр Шимони сказал, что скорее предпочтет пойти под суд, чем на похороны ребенка, ставшего жертвой арабского террориста.
Перед израильскими политическими лидерами стоит сложная задача: найти тонкое равновесие между гарантией безопасности своих граждан и сохранением заинтересованности арабского большинства в том оазисе экономического и политического спокойствия, который представляет собой Государство Израиль на Ближнем Востоке. Однако, скорее всего, интеграция арабов в израильское общество больше не будет такой, как прежде.
Если жестокость убийства не могла не всколыхнуть воспоминания о погромах в Литве и Украине во время Второй мировой войны, когда вчерашние знакомые и соседи внезапно превратились в убийц, то место и время преступления — утренняя молитва в синагоге —многим напомнили о разгроме синагог в Хрустальную ночь. Раскрылась не только глубина ненависти, но и ее иррациональный характер: обычные обвинения в адрес солдат, «оккупантов» и «поселенцев» не прозвучали на этот раз. Теперь врагом современного арабского террора и левых кругов Европы, которые оказывают ему поддержку, является собственно «еврей». И чем больший он еврей, тем большим врагом кажется. Именно это имел в виду генеральный секретарь Фронта освобождения Палестины — организации, взявшей на себя ответственность за теракт, — объявив раввинов главной мишенью своего движения. В контексте случившегося по-иному воспринимаются и участившиеся в последнее время акты вандализма и нападения на синагоги и еврейские кладбища по всему миру. Так, последнее исследование общественного мнения в Германии ясно показало, что грань между критикой политики Израиля и ненавистью к евреям вообще в сознании граждан полностью размыта. Теперь врагом современного арабского террора и левых кругов Европы, которые оказывают ему поддержку, является собственно «еврей». И чем больший он еврей, тем большим врагом кажется.
Характерной была реакция на теракт в Иерусалиме со стороны «гуру» левого политического лагеря Израиля, писателя Авраама Б. Иегошуа. Он заявил, что сейчас главной опасностью является перерождение конфликта из национального в религиозный, который неразрешим из-за своей иррациональной основы.
Боязнь перед религиозной составляющей этого конфликта, которую испытывают те самые люди, что яростно сопротивляются законодательному закреплению еврейского характера Государства Израиль, понятна. Ведь они отрицают либо собственное еврейство, либо наличие общности между евреями, живущими в разных странах, сводя понятие еврейства к понятию гражданства. Но эти попытки больше похожи на отрицание реальности вообще и нежелание видеть то, что происходит перед глазами.
Ближневосточная реальность уже не умещается в постколониальную схему, где лишь ущемление прав и стремление к государственности стояли за действиями террористов. «Арабская весна», война всех против всех в Сирии, «Исламское государство» — вот новые реалии арабского мира. Один из ведущих арабистов Израиля Мордехай Кейдар видит в зверском поведении убийц в иерусалимской синагоге прямое влияние воинов «Исламского государства», с показной жестокостью расправляющихся со всеми, кто не на их стороне. «Мы должны быть готовы к борьбе с фанатичными врагами, которые не пойдут ни на какие компромиссы, а любую попытку компромисса воспринимают как слабость и призыв к дальнейшему насилию», — пишет Кейдар. У еврейского народа и у человечества в целом есть достаточно сил, чтобы предотвратить повторение прошлого. Но для этого не надо быть в плену самообмана и успокоительных иллюзий.
Понимание того, что, как и сто лет назад, на арену истории выходит фанатичная ненависть к евреям, не означает, что все обязательно повторится. У еврейского народа и у человечества в целом есть достаточно сил, чтобы предотвратить повторение прошлого. Но для этого не надо быть в плену самообмана и успокоительных иллюзий. Попытка противопоставить рациональные доводы агрессивному фанатизму обречена на провал. Иррациональному фанатичному злу необходимо противопоставить действия, основанные на убежденности в своей правоте и вере в идеалы добра.
Достойным ответом на разгром иерусалимской синагоги станет увеличение количества евреев, приходящих в синагоги по всему миру. На обвинения, направленные против еврейского народа, ответом послужит изучение Торы и соблюдение ее заповедей. Ответом на попытки помешать еврейскому присутствию на Святой Земле должно стать открытое провозглашение наших прав на эту землю и на нашу столицу Иерусалим, город с трехтысячелетней еврейской историей.
Автор о себе: Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался. Мнения редакции и автора могут не совпадать |