Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

В споре рождается традиция

23.12.2014

В споре рождается традиция

23.12.2014

Ханука — самый молодой из больших еврейских праздников. Ей всего чуть больше двух тысяч лет — разве это срок для нашей истории? А еще об этом празднике ни слова не сказано в Письменной Торе, ведь маккавейские книги не входят в состав Танаха. В некоторые молитвенники был включен Свиток Антиоха, излагающий еврейскую версию восстания Маккавеев, однако и он был написан в период формирования Мишны, основного труда, закрепившего устную традицию. 


Еврейский народ нередко называют «народом книги», имея в виду Танах: его тексты занимают важнейшее место в еврейской жизни как в молитвах, так и в учебе. Однако, как ни странно, эпитетом «народ книги» евреев наградили мусульмане — указывая на важность пророчества Моше. В нашей же традиции подчеркивается, что уникальность народа проявляет себя прежде всего в Устной Торе.

Каждое следующее поколение изучающих Тору открывает в ее мудрости новые глубины и тем самым не только развивает идеи учителей, но и обретает понимание, необходимое для решения стоящих перед современниками задач.
Хотя устное предание уже почти два тысячелетия назад стали записывать, по своему характеру Устная Тора принципиально отличается от Письменной. Именно Устная Тора представляет собой динамично развивающуюся часть еврейского учения. В отличие от свитков Письменной Торы, где каждая буква должна быть в точности передана от одного поколения другому, книги Устной Торы сконцентрированы не на букве, а на понимании. Каждое следующее поколение изучающих Тору открывает в ее мудрости новые глубины и тем самым не только развивает идеи учителей, но и обретает понимание, необходимое для решения стоящих перед современниками задач.

Именно осознание особого места и значимости устной традиции оказывается зачастую камнем преткновения для тех, кто начинает серьезное знакомство с еврейскими источниками в зрелом возрасте. Человеку, обладающему интеллектуальными навыками, не так уж сложно воспринять еврейскую традицию как огромный комплекс текстов, которые основываются на святой Торе, дарованной Всевышним на Синае. Это представление верно, но далеко не полно; во многом оно основано на аналогии с распространенными идеологиями и религиями, развивающимися вокруг центрального текста. При таком подходе Устная Тора воспринимается лишь как вторичная, служебная, и нередко можно наблюдать, как «Тору раввинов» пытаются (иногда подсознательно) отделить от «Торы Всевышнего». Рассуждения Талмуда воспринимаются тогда лишь как более или менее успешные попытки обосновать свои утверждения при помощи придирчивого анализа текста.

Еврейскому народу удалось сделать многообразие мнений и традицию спора не разрушающим, а конструктивным фактором, выработав при этом важные механизмы для нахождения компромиссов и общей точки зрения.
Лишь более глубокое и внимательное изучение еврейских текстов позволяет понять, что подобные взгляды ошибочны. Устная Тора в еврейской традиции ничем не уступает по своей важности Торе Письменной. В Талмуде требования Устной Торы оцениваются как «более важные» и «более любимые», чем слова Письменной Торы, и это не просто закрепление мудрецами собственного авторитета. Основа этого нетривиального принципа сформулирована в Пятикнижии, в книге Дварим, где Всевышний назначает арбитром при решении неясных вопросов мудреца, «который будет жить в те дни», и дает строгий наказ не отклоняться от его слов «ни вправо, ни влево». И хотя этот текст имеет в виду период Храма, в еврейском народе получила признание трактовка автора известного труда «А-Хинух», который видел в этом месте Пятикнижия также подтверждение полномочий мудрецов позднейших поколений.

В чем смысл такой передачи полномочий людям из плоти и крови, ведь и самые достойные из мудрецов могут ошибаться? Раввины могут иметь совершенно разные мнения касательно одних и тех же галахических проблем. Разве это не нарушает единство народа и единство Торы? Было бы слишком самонадеянно пытаться обсудить всю проблематику еврейской традиции, связанную с особым местом, которое занимает в ней Устная Тора. Ограничимся лишь констатацией факта, что еврейскому народу удалось сделать многообразие мнений и традицию спора не разрушающим, а конструктивным фактором, выработав при этом важные механизмы для нахождения компромиссов и общей точки зрения.

Для меня Ханука — это символ нонконформизма и самостоятельности мышления, одной из фундаментальных основ еврейской мысли, выразившейся в структуре Устной Торы.
Ханука дает представление о месте Устной Торы в еврейской жизни. Только в период Хануки в течение целых восьми дней читают Галель, то есть прославление Всевышнего за чудеса, данные еврейскому народу. Это также единственный праздник, в котором всеобщим обычаем стало выполнение заповеди зажигания ханукии, не ограничиваясь минимумом, то есть одной свечой, как это разрешено законом Талмуда. Не менее существенна популярность Хануки среди народа и ее естественное включение в широкий спектр различных точек зрения, существующих в еврейском обществе. Для одних важны героизм и решительность семьи Маккавеев и создание ими независимого еврейского государства, для других — идея света, разгоняющего тьму. Может быть, поэтому для меня Ханука — это символ нонконформизма и самостоятельности мышления, одной из фундаментальных основ еврейской мысли, выразившейся в структуре Устной Торы.

Хасмонеи восстали прежде всего против духовных гонений и продолжали отстаивать истину, оказавшись в меньшинстве даже среди своих недавних единомышленников. В ханукальной молитве мы благодарим Всевышнего, который помог меньшинству одержать победу над большинством. Эта вера в духовную силу своей правды, даже если эта правда не согласуется с мнением большинства, давала силы еврейскому народу в самые тяжелые периоды нашей истории.

Сегодня вечером в еврейских домах зажгутся все восемь свечей и наступит день, получивший название «Вот Ханука», Зот Ханука. Пусть свет ханукальных огней продолжит и в наши дни разгонять тьму!

Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 

Мнения редакции и автора могут не совпадать
{* *}