Что делать еврею на Рождество?
26.12.2014
26.12.2014
26.12.2014
Европа только что отметила Кристмас, католическое Рождество. С этим праздником у меня связано немало воспоминаний. Дело в том, что шесть лет назад я переехал в Англию как раз накануне Рождества и плохо себе представлял, что делать еврею в этот праздник. Времени на рекогносцировку у меня было совсем ничего, поэтому я обратился к помощи зала, то есть задал этот вопрос в Фейсбуке. И получил емкий и исчерпывающий ответ: надо есть и спать. Я сразу успокоился: как-никак в этих двух занятиях у меня, еврея со стажем, накоплен впечатляющий опыт. Еда и здоровый сон удивительным образом перекликаются с еврейской традицией отмечания праздников. Все-таки у нас намного больше общего с представителями других религий, чем нам иногда хочется думать.
Кристмас в Англии, как и в других европейских странах, проходит весьма необычно: закрывается все. Магазины, рестораны, кино, почта, телеграф — все! Метро тоже закрыто, автобусы не ходят. Такое здесь случается всего один раз в году. Людей неподготовленных вымерший Лондон приводит в состояние шока. Но только не меня. Я, как никто другой, чувствую себя в этот день как дома. После пятнадцати лет жизни в израильской столице рождественский Лондон до боли напоминает мне субботний Иерусалим, когда тоже никто и ничто не работает. И только настоящие иерусалимцы знают, где в шаббат можно хорошо и вкусно поесть. Так же и в Лондоне в Рождество: места знать надо.
Еще немного о еде. Если вы хотите правильно провести Кристмас, озаботиться на эту тему вам следует заранее. Примерно за неделю до Рождества с полок супермаркетов начинают пропадать продукты. Люди скупают абсолютно все, включая, конечно, алкоголь, причем в довольно внушительных количествах. Не успеете закупить домой провиант — и вам не поможет никакой Санта-Клаус, будь вы хоть правоверный еврей, хоть добропорядочный католик. Причем надеяться на столь любимую лондонцами доставку продуктов на дом перед Кристмасом не рекомендуется: груженные съестным грузовики ломаются, еда таинственным образом пропадает, и вы рискуете провести этот день на пару с пустым холодильником. За отдельно взятую птичку хотят аж 50 фунтов. Магазины же еврейские — как тут не подзаработать по такому случаю. Я, конечно, тоже еврей, но из тех, которые не любят, когда на них зарабатывают.
Если в вашу потребительскую корзину входят кошерные продукты, тут есть дополнительные нюансы. Дело в том, что в Англии на рождественский стол принято подавать индейку или гуся. На мой взгляд, евреям, особенно соблюдающим кашрут, необязательно столь строго следовать этой традиции. Но, судя по спросу и предложению в магазинах кошерного питания города Лондона, представители местной еврейской общины в этом вопросе со мной не согласны. Ибо в преддверии Рождества полки мясных магазинов в районе Гольдерс-Грин ломятся от изобилия всевозможной птицы. Правда, и цены соответствующие: за отдельно взятую птичку хотят аж 50 фунтов. Магазины же еврейские — как тут не подзаработать по такому случаю. Я, конечно, тоже еврей, но из тех, которые не любят, когда на них зарабатывают. Поэтому спокойно покупаю привычную курочку и тихо еду домой.
В Лондоне и в обычный день непросто встретить уроженца Великобритании, ну а в Кристмас эта задача вообще невыполнима. Все уважающие себя британцы стараются куда-нибудь уехать на период праздников. В результате в Рождество в городе не встретишь ни одной живой души, разумеется, не считая туристов. Это еще одна причина, по которой я так люблю этот день. В абсолютной тишине можно часами прогуливаться по обезлюдевшим улицам, погрузившись в раздумья. Я никогда не уезжаю на Кристмас, стараясь не пропустить уникальную атмосферу этого дня. Эта праздничная пора просто раздолье для квартирных воров, которым ничто не мешает один за другим обносить опустевшие дома. Так что, оставшись в этот день дома, я как будто чувствую себя ответственным за весь город.
Как известно, перед Рождеством люди здесь всем подряд желают «Merry Christmas». Но бывают и исключения. На мой первый Кристмас в Англии ко мне приехало двое друзей: один из Тель-Авива, второй из Сан-Франциско. Обильно позавтракав, наша троица к полудню все же выбралась на улицу, чтобы исследовать окрестности тихого северного района Финчли. Я тогда еще мало что знал, и нам было крайне интересно проверить, действительно ли в Рождество здесь закрывается абсолютно все. Как известно, кто ищет, тот всегда найдет. В скорости мы набрели на открытые двери местного паба. Пабы в Лондоне — целый отдельный мир, где каждый отличается от себе подобных еще и тем, какой народ в него захаживает. Нам повезло: мы набрели на паб, где опохмелялись местные синяки. На улице было прохладно, нас распирало от любопытства, и мы ввалились внутрь. Завсегдатаи этого питейного заведения разглядывали нас с неподдельным интересом. Дело в том, что по нашим физиономиям было сразу понятно, насколько мы все далеки от Кристмаса. Поэтому, немного помявшись, хозяин паба обратился к нам с приветствием: «Хороших праздников!». Это тонкое понимание межконфессиональных различий настолько нас тронуло, что мы незамедлительно заказали по пинте пива на брата. И Кристмас прошел на ура.Немного помявшись, хозяин паба обратился к нам с приветствием: «Хороших праздников!». Это тонкое понимание межконфессиональных различий настолько нас тронуло, что мы незамедлительно заказали по пинте пива на брата. И Кристмас прошел на ура.
Я никогда на был на праздновании Рождества в настоящей английской семье. Но не раз наблюдал, как мои лондонские коллеги торопились поспеть на семейный праздничный ужин. И это мне тоже до боли знакомо, потому что я помню, как всегда мчался в Израиле на семейную трапезу по случаю Рош а-Шана или Песаха. И если нам важно собираться всей семьей хотя бы раз в году, важно быть рядом друг с другом, сидя за накрытым столом с индейкой или чем-либо еще, значит, мы все еще люди, вне зависимости от того, во что мы верим или не верим. Согласитесь, это не такой уж плохой общий знаменатель.
Автор о себе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Веду авторский блог. Мнения редакции и автора могут не совпадать |