Что общего у арабов и харедим?
06.01.2015
06.01.2015
06.01.2015
Рождественская ночь в городе Назарете... Святочное такое начало, не правда ли? И вроде бы не имеющее никакого отношения к еврейской, израильской действительности...
Итак, тихой рождественской ночью в Назарете большая небогатая семья арабов-христиан усаживается за праздничный стол. И тут вокруг их дома собирается толпа мусульман из окрестных кварталов, начинает выкрикивать оскорбления, бросать камни и бутылки, бить окна. Нет, это не межрелигиозный конфликт, как в Египте или Ираке. Просто парень из этой семьи —солдат срочной службы в израильской армии, и обстоятельство это очень не нравится кому-то из мусульманского окружения.
У солдат из арабов-христиан и солдат из харедим немало общего. Общим является желание молодых людей покинуть невидимые стены своего гетто, отдать долг родной стране, а после службы занять достойное место в обществе, не отказываясь при этом от своей этнической и религиозной идентификации. |
Дело солдата передали в военный суд. Денег у его семьи, как я уже сказал, особенно нет, но, к счастью, известный адвокат по военным делам взялся защищать его бесплатно. К зданию суда регулярно приходят и евреи, и друзы, и арабы-христиане, чтобы выразить поддержку военнослужащему и его семье. Насколько мне известно, дело это еще не завершилось.
Так уж совпало, что буквально за пару дней до этих событий мое внимание привлекла другая история. Рав Элиягу Харлап, раввин полиции Иерусалимского округа и потомок одной из самых известных раввинских семей города, зашел помолиться в синагогу в районе Меа Шеарим. Рав был, понятное дело, в полицейской форме. И при этом с черной кипой на голове и седоватой бородой. Сочетание это показалось возмутительным группе местных молодых людей, которые прямо в синагоге избили его, сорвали с него кипу и облили водой, выкрикивая при этом «Хардак!»
Ругательство «хардак» появилось около года назад на уличных агитках против призыва харедим в армию, толстым слоем покрывавших тогда стены домов в религиозных районах. Будучи сокращением от хареди каль, то есть «хареди лайт, “облегченный” хареди», оно в то же время созвучно ивритскому слову харак, означающему «насекомое». «Хардаков» авторы этих плакатов и листовок изображали этакими тараканами, проникающими в честные еврейские дома, чтобы соблазнять юнош идти служить в армию. Армейское же начальство рисовали в виде офицеров царской армии, пытаясь таким образом задеть одну из самых больных струн исторической памяти ашкеназского еврейства, а именно — напомнить о насильственном призыве кантонистов при Николае I.
Если бы в Меа Шеарим нападению подвергся нерелигиозный солдат или даже солдат в вязаной кипе, вся улица, я уверен, встала бы на его защиту. Однако на солдата в черной кипе смотрят как на изменника, что делает его, по мнению многих, вполне легитимным объектом агрессии. |
Две эти нехорошие истории, назаретская и иерусалимская, показывают, что у солдат из арабов-христиан и солдат из харедим немало общего. Общим является желание молодых людей покинуть невидимые стены своего гетто, отдать долг родной стране, а после службы занять достойное место в обществе, не отказываясь при этом от своей этнической и религиозной идентификации. И те и другие сталкиваются с неприятием этого своего желания со стороны общины, а также с беззубостью, беспомощностью органов власти в случаях, когда их оскорбляют и атакуют.
Однако есть между двумя этими ситуациями и важное различие. Харедимное общество в целом, за исключением самых запредельных экстремистов, «сикариев» (которых наберется всего несколько сотен человек), на самом деле положительно относится к армии и другим институтам государства —до тех пор пока им самим дают возможность оставаться в стороне. Например, во время последней войны в Газе все харедимные улицы были уставлены ящиками, предназначенными для сбора угощений для армии, чего, к большому сожалению, нельзя было и представить в арабских населенных пунктах.
Если бы в Меа Шеарим нападению подвергся нерелигиозный солдат или даже солдат в вязаной кипе, вся улица, я уверен, встала бы на его защиту. Сам я довольно часто навещаю своих пациентов в этих районах, будучи одет в армейскую куртку, оставшуюся со времен резервистской службы, и ни разу не почувствовал на себе ни одного косого взгляда. Однако на солдата в черной кипе смотрят как на изменника, что делает его, по мнению многих, вполне легитимным объектом агрессии.
Главный символ государства — это его солдат. И страна обязана сделать так, чтобы оскорбление, а тем более избиение солдата воспринималось как минимум так же, как если бы ударили президента или плюнули на могилу Теодора Герцля. По мне, так лучше пусть плюют на могилу Герцля. |
Автор о себе: Мне 47 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится). Мнения редакции и автора могут не совпадать. |