Украинский еврей французскому рознь?
13.02.2015
13.02.2015
13.02.2015
Специфика политической жизни Израиля заключается в том, что даже самые благие намерения и деяния здесь могут обернуться громким скандалом. Яркий пример тому, казалось бы, незаметная на фоне бушующих в стране предвыборных страстей заварушка, связанная с крайне дорогой для автора этих строк темой алии. Только министр абсорбции Софа Ландвер собралась распространить на Украину экстренную программу содействия репатриации, изначально предназначенную для евреев Франции и Бельгии, как сразу попала под перекрестный огонь различных еврейских деятелей. Такое, как говорится, возможно только в Израиле.
Софе Ландвер откровенно не везет. Являясь на сегодняшний день наиболее опытным израильским политиком по части абсорбции репатриантов из бывшего СССР (и это я говорю без всякой иронии), она всячески пытается распространить свою заботу и на страны Запада. Но получается не очень. То развернутую ее министерством рекламную кампанию в Соединенных Штатах приходится срочно сворачивать, то опрос еврейских общин в крупных американских городах заканчивается скандалом. Однако Софа, человек решительный и упорный (не зря же ее еще во время первой каденции в Кнессете прозвали Софой Лендровер), не унывает и рук не опускает. На своей страничке в Фейсбуке она сообщила, что «в связи с последними событиями во Франции сотрудники Министерства абсорбции начали работу над специальной программой по поощрению репатриации и созданию наилучших условий для абсорбции репатриантов из Франции и Бельгии». Хотя на месте ее пресс-секретаря я бы этот текст подкорректировал. А то ведь получается, что строить грандиозные планы по репатриации Государство Израиль начинает только после того, как где-то убьют евреев, а все остальное время бездействует. (К слову, в министерстве Ландвер сложа руки не сидели и программы для французских евреев готовили, хоть и были они весьма скромные и особым успехом не увенчались.)
Сейчас же Софой Ландвер на рассмотрение правительства была представлена комплексная двухлетняя программа содействия репатриации. Общий ее бюджет — 1,2 млрд шекелей. МИЛЛИАРД ДВЕСТИ МИЛЛИОНОВ ШЕКЕЛЕЙ! Таких денег на абсорбцию репатриантов в Израиле не выделялось со времен создания государства. И, честно говоря, с трудом верится в то, что такие траты могут быть одобрены в предвыборный период. Но цимес не в этом. Цимес в том, что первоначально эта программа была ориентирована на две страны, слишком часто в последнее время фигурирующие в израильских новостных сводках: Францию и Бельгию. Ни для кого не секрет, что еврейскому населению этих стран сегодня угрожает реальная опасность. Ракета «Град», прежде чем разорваться на мелкие осколки, не опрашивает население в радиусе своего действия: «Простите великодушно, а не распространяется ли на вас случайно действие закона о возвращении?» Под «Грады» там попадают все подряд, в том числе и евреи. Именно на Украине есть самые настоящие еврейские беженцы, которые вынуждены покидать свои дома и бежать от войны куда глаза глядят.
До этого момента все шло хорошо. Но тут инициаторы программы, видимо, внимательнее присмотрелись к все тем же выпускам новостей. И оказалось, что есть на карте Европы еще одно место, где над евреями нависла смертельная угроза, — Украина. Там идет страшная война, постоянно гибнут люди, и конца этому кошмару не видно. Да, на Украине людей убивают не потому, что они евреи. Ракета «Град», прежде чем разорваться на мелкие осколки, не опрашивает население в радиусе своего действия: «Простите великодушно, а не распространяется ли на вас случайно действие закона о возвращении?» Под «Грады» там попадают все подряд, в том числе и евреи. Именно на Украине есть самые настоящие еврейские беженцы, которые вынуждены покидать свои дома и бежать от войны куда глаза глядят. Кто-то уезжает в Израиль, кто-то переселяется в Киев, Львов, Днепропетровск. И никакой централизованной программы помощи этим людям нет. Более того, последние самолеты, доставившие в Израиль беженцев из зоны боевых действий, почему-то организовал фонд, действующий на пожертвования христиан-евангелистов, а не Еврейское агентство «Сохнут» и Государство Израиль. Короче говоря, Софа Ландвер предложила включить в экстренную программу репатриации и Украину. И тут началось…
Ландвер тут же обвинили в политизации украинской истории. Кто обвинил? Например, президент… небольшой вдох… Института планирования политики еврейского народа (ИППЕН). Это не шутка, институт с таким названием действительно существует, и у него даже есть свой президент! (Еврейскому народу всегда некуда было девать деньги, но это уже тема для другой колонки.) Что же не понравилось начальнику этой организации? Помогать украинским евреям надо, считает он, но только отдельно от французских, ибо нет между этими общинами ничего общего.
Как выяснилось, настоящая причина возражений была несколько в другом. Некоторое время назад этот ИППЕН представил премьер-министру Израиля специальный отчет о нуждах и особенностях репатриантов из Франции, многие из которых, «в отличие от предыдущих волн алии, высокообразованные специалисты». Ну, знаете, в недостаточной образованности русскоязычную алию еще никто не обвинял! Во время подготовки своей программы Министерство абсорбции посмело этот отчет проигнорировать. Вот где собака зарыта.
Однако президент института в своем мнении не одинок. Лидерам французской общины тоже не особо пришлось по нраву объединение украинцев и французов. Мол, Франция — страна западная, цивилизованная, у ее евреев свои потребности, не чета они всяким луганскам с донецками. И если израильское предложение покажется французским евреям недостаточно привлекательным, то они могут и в другие страны переехать. За ними, например, Квебек давно охотится. Иногда так хочется взять за шкирку и немного встряхнуть всех этих товарищей. Жизни людей угрожает опасность, пока вы разводите эту демагогию. В кои-то веки правительство Израиля решило действительно серьезно подойти к вопросу репатриации, а вы спорите о яблоках и апельсинах!
И уж совсем неожиданно камень в огород Софы Ландвер полетел с украинской стороны. Присоединению к французской программе воспротивился один из многочисленных главных раввинов Украины Яков Блайх. «У советских собственная гордость», намекнул Блайх, и потребности у нас особенные, так что не надо «мешать яблоки с апельсинами». Кого в этой истории господин Блайх принял за апельсины, а кого за яблоки, осталось неясным.
Я принципиально против насилия. Но иногда так хочется взять за шкирку и немного встряхнуть всех этих товарищей. Жизни людей угрожает опасность, пока вы разводите эту демагогию. В кои-то веки правительство Израиля решило действительно серьезно подойти к вопросу репатриации, а вы спорите о яблоках и апельсинах!
У репатриантов из всех стран потребности одни и те же: крыша над головой, возможность достойно зарабатывать и кормить свою семью, освоение языка. Все остальное можете оставить для отчетов ИППЕН и прочих мифических структур. И если после этого кому-то жизнь в Квебеке покажется слаще, ну, извините, чем богаты, тем и рады.
Автор о себе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Веду авторский блог. Мнения редакции и автора могут не совпадать |