Выборы от противного
13.03.2015
13.03.2015
13.03.2015
«Выборы не должны быть честными, они должны быть частыми». Эта сакраментальная фраза принадлежит израильскому режиссеру Саше Клайну, человеку профессиональному, в нужной мере циничному и острому на язык. Все, кому довелось с ним работать, эту фразу запомнили и при случае с удовольствием повторяют. Под этим девизом, пожалуй, охотно подписались бы и те, чьими руками делаются избирательные кампании: политтехнологи, пиарщики, рекламщики, копирайтеры и иже с ними. Ведь предвыборная пора для этой братии — как Олимпиада для спортсменов, возможность и себя показать, и с другими посоревноваться, и серьезно поправить свое финансовое положение. И в этом смысле мастерам политического пиара в Израиле не на что сетовать: выборы в этой стране действительно частые, есть где разгуляться.
Однако в этом году их ждал сюрприз в виде совершенно неожиданно появившихся конкурентов. В предвыборную борьбу нежданно-негаданно включились… журналисты. Причем как по отдельности, так и целыми СМИ, включая даже издателей. Вообще-то задача прессы состоит в том, чтобы беспристрастно отражать происходящее, формируя для читателя объективную картину событий и представляя его вниманию различные точки зрения.
Но то ли ставки на сей раз оказались слишком высоки, то ли иссякла уже вся беспристрастность — израильские акулы пера и телекамер с охотой сбросили с себя оковы профессиональной этики и с головой окунулись в предвыборные бои без правил. Причем разборки шли уже не только за или против конкретных кандидатов, но и непосредственно между самими СМИ. Девиз этого сезона: цель оправдывает средства. Шум и треск, а главное, скверный запах от этих баталий стоит такой, что никаким черным пиарщикам не снилось. Ох, как неприятно будет потом вспоминать эти дни многим из моих коллег! Израильские акулы пера и телекамер с охотой сбросили с себя оковы профессиональной этики и с головой окунулись в предвыборные бои без правил. Причем разборки шли уже не только за или против конкретных кандидатов, но и непосредственно между самими СМИ.
Однако и пиарщики-политтехнологи оказались не лыком шиты. Быстро оправившись от шока, они сконцентрировались на подготовке предвыборных видеороликов. Вот где нашелся выход кипучей энергии, изобретательности и традиционной израильской наглости! Если в анналы истории и попадет что-то из нынешней избирательной кампании, то эти ролики. Какая там предвыборная платформа, какие политические программы — кто об этом вообще помнит? А вот ролики запомнили все. Банальные, скандальные, эпатажные — о них, а не о самих выборах, делали репортажи зарубежные СМИ. Неистово выплясывающая на свадьбе лидер МЕРЕЦа Захава Гальон, наведывающийся в гости к избирателям Биньямин Нетаниягу, загримированный под тель-авиского хипстера Нафтали Беннет, стоящая на промозглом ветру в окружении лидеров «Сионистского лагеря» Ксения Светлова и так далее. Судя по тому, сколько сил и средств было вложено в этот предвыборный креатив, израильтяне всерьез могут рассчитывать на следующий «Оскар».
Не остались без работы и израильские сатирики. Это вообще очень востребованная в Израиле профессия, наряду с журналистами и психоаналитиками. А уж в предвыборную пору сатирики работают в усиленном режиме. Материал, что называется, сам просится в руки. Ну как можно было пройти мимо теледебатов, для участия в которых в студии собрались лидеры всех политических партий, за исключением разве что двух претендентов на пост главы правительства! Иврит нужно выучить только для того, чтобы понимать эти бесподобные юмористические сценки и монологи. Причем сатирики, в отличие от журналистов, в своем деле абсолютно беспристрастны, они лихо перебирают косточки представителям всего политического спектра, справа налево и слева направо. Гораздо правильнее было бы предложить избирателям отбирать тех кандидатов, которые им противны чуть меньше, чем остальные. И наоборот, отсеивать тех, кто обрыднул больше других. Читая предвыборные обещания, отсекать тех, чья ложь кажется более наглой, чем ложь соперников.
Видеоролики и сатира — это, конечно, хорошо, но выборы уже на носу, а значительное число избирателей все никак не определится, кому отдать свой голос. Да и те, кто вроде как определился, тоже не могут похвастать твердостью своего решения, судя по меняющимся каждую неделю результатам опросов. На помощь, как это часто бывает в тупиковых ситуациях в Израиле, пришли технологии. Был создан специальный интернет-сайт, являющийся своеобразным «путеводителем растерянных». Работает он по весьма незамысловатой схеме: отвечая на различные вопросы, пользователь раз за разом сужает выбор и в конце концов находит того политика, который соответствует его ожиданиям больше других.
Сайт, разумеется, полезный, а вот алгоритм отбора весьма спорный. Гораздо правильнее было бы предложить избирателям отбирать тех кандидатов, которые им противны чуть меньше, чем остальные. И наоборот, отсеивать тех, кто обрыднул больше других. Читая предвыборные обещания, отсекать тех, чья ложь кажется более наглой, чем ложь соперников. То есть, что называется, выбрать лучшего из худших. Пиарщики и копирайтеры могут сколько угодно изощряться в креативе и агитпропе, но им не под силу превратить серого и завравшегося политика-популиста в национального лидера. Лидера, способного заслужить доверие, не прибегая ни к искрометным видеоклипам, ни к выливанию ушатов грязи на конкурентов.
Вечером 17 марта одна половина израильтян будет ликовать, а другая — рвать на себе волосы, грозясь начать собирать чемоданы. Но уже на следующий день и те и другие, скорее всего, погрузятся в уныние. Ибо на самом деле прекрасно понимают, что кардинальных перемен ждать не приходится. И если предсказать результаты этих никому не нужных выборов берутся немногие, то в то, что следующие выборы не за горами, верят практически все.
Пиарщики и копирайтеры могут сколько угодно изощряться в креативе и агитпропе, но им не под силу превратить серого и завравшегося политика-популиста в национального лидера. Лидера, способного заслужить доверие, не прибегая ни к искрометным видеоклипам, ни к выливанию ушатов грязи на конкурентов. Лидера, которой предложит реальный выход из существующего тупика, не запугивая своих избирателей внешними угрозами и не кичась своей родословной. Лидера, которого сейчас так не хватает.
Автор о себе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Веду авторский блог. Мнения редакции и автора могут не совпадать |