Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Вас здесь не стояло

09.06.2015

Вас здесь не стояло

09.06.2015

Недавно моя жена приняла участие в большой межрелигиозной конференции. Мероприятие происходило у нас, на Святой земле. Все более чем благообразно: участвовали и евреи, и мусульмане, и христиане. Среди евреев было много достойных и уважаемых людей, религиозных деятелей, поселенцев. Вообще-то, опыт подобных встреч должен был сразу подсказать – из этой затеи ничего не выйдет. Известно, что чем торжественнее и пафоснее такой диалог устроен, тем меньше в нем прока. Самые лучшие разговоры между евреями и арабами происходят за чашкой кофе, вдали от посторонних глаз и ушей. А чем шире состав участников и чем больше среди них иностранцев, тем выше шанс, что вся дискуссия скатится к выкрикиваниям лозунгов. Такие дискуссии должны вести соседи, а не профессиональные «миротворцы».

Так или иначе, на одном из «круглых столов» этой конференции была поднята тема: сосуществование разных народов в святых местах. Европейский гость, благообразный мусульманин-суфий, долго и красиво расписывал перспективы совместного медитативного пения. А мусульманин иерусалимский, сидевший рядом с моей женой, вполголоса говорил ей: «Ну, мы-то с вами понимаем, что это всё чушь несусветная, ему просто положено так говорить». В какой-то момент Аня прервала приятное течение «дозволенных речей Шахерезады», поставив вопрос ребром: «У евреев есть всего одно святое место в мире – Храмовая гора в Иерусалиме. Как насчет того, чтобы именно там и помолиться вместе?»

Возмущению мусульманских партнеров не было предела. Как же так, у вас же есть ваша Стена Плача? Вот там и молитесь, а «к нам» не лезьте! Заметим в скобках, что с их стороны это был, вообще-то, не такой уж и тривиальный выпад. Ведь официально заявленная позиция палестинской пропаганды и исламских организаций состоит в том, что никакой такой Стены Плача тоже нет, да и никогда не было, а есть западная стена мечети Аль-Бурак, то есть место, где Мухаммед привязывал своего небесного скакуна. Но на конференции этого все-таки никто не стал озвучивать. Зато сидевшие за столом мусульмане в несколько голосов стали доказывать, что никакого Храма на Храмовой горе не было. Самым трагическим в этот момент было то, что они совершенно искренне именно так и считали.

Обсуждая потом этот разговор, мы поняли, что сбылись предсказания Оруэлла. Стало возможно переписать историю и убедить людей в противоположном тому, во что верили они сами или их отцы еще совсем недавно. Ладно, что Коран упоминает Храм неоднократно, иногда прямо, иногда косвенно, и потому многие сюжеты Корана теряют всякий смысл, если Храма не было. И мусульманские же летописи рассказывают об основании мечетей на Храмовой горе по повелению халифа Омара, который, как только завоевал Иерусалим, стал допытываться: где же место Храма Соломона? Причем найти это место помог ему принявший ислам один йеменский еврей, раввин по имени Кааб абу Исхак, он же Кааб аль-Акбар, сподвижник Омара и влиятельнейшая фигура в исламской (суннитской) теологии.

Еще в 1925 году Верховный мусульманский совет Палестины издал путеводитель по Храмовой горе – Харам аль-Шарифу, как ее называют арабы. И на одной из первых же страниц брошюры мы читаем: «Не подлежит сомнению, что это место Храма Соломона. Это также то место, где, по общему убеждению, Давид построил жертвенник Господу и вознес всесожжения и мирные жертвы».

В начале 1950-х годов эта самоочевидная до того истина неожиданно многим помешала: процитированная фраза исчезает из последующих переизданий путеводителя. Несколько десятилетий промывания мозгов – и вот вам результат: даже образованные и не агрессивно настроенные палестинские мусульмане искренне верят, что Иерусалимского Храма просто не было. А возведенные Иродом стены, которые может видеть каждый, не иначе как джинны построили.

Еще одна модная для промывания мозгов тема – попытки убедить арабских христиан, что Иисус и апостолы были не евреями, а палестинцами. Это относительно новый трюк пока еще не очень прижился: христиане в массе своей люди довольно образованные, книжки читают. Но предсказанное Оруэллом Министерство Правды работает, глядишь, еще преуспеет…

У каждого свой нарратив, своя правота, своя точка зрения. Можно по-разному оценивать даже, казалось бы, самое очевидное событие. Для одних основание государства Израиль – это шаг в мессианском процессе, для других – бунт против иудаизма в традиционном его понимании, для третьих – акт американского колониализма. При этом никто не спорит о достоверности самого факта его основания или дате.

Зализывая раны после очередного кровопролития, два народа могут считать друг друга виновными в развязывании войны. Но давайте для начала признаем, что война была и на ней погибли люди. А для нарративов оставим то, что свои солдаты называются «наши доблестные воины», а вражеские – «подлые захватчики». Это нормально, человеческая природа такова. Но факты, пожалейте факты, господа!

Подделывая или подвергая сомнению факты, работники оруэлловского Министерства Правды наносят непоправимый ущерб собственной стороне. Уверяю вас, что для палестинских арабов можно выстроить вполне убедительный нарратив, не внося в него ни слова лжи. С ними произошла масса бед в прошлом, случаются они и в настоящем, у них достаточно вполне справедливых требований, и ни в каком конфликте не может быть, чтобы одна сторона была безгрешна, как ангел. Но «единожды солгавши, кто теперь тебе поверит», сказал мудрый Козьма Прутков. Именно те, кто отравляют ложью национальное сознание, тем самым наносят удар по самой возможности диалога и причиняют наибольший вред будущему своего собственного народа.

Автор о себе:

Мне 47 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится).

 Мнения редакции и автора могут не совпадать.

{* *}