Обобщения – путь к мучению
26.06.2015
26.06.2015
26.06.2015
Из недавнего интервью с Хадассой Фруман, вдовой раввина поселения Ткоа Менахема Фрумана, которого считаю одним из своих учителей, хоть и удостоился видеть его всего лишь несколько раз в жизни, я узнал, что самым страшным ругательством в его лексиконе было слово «идеология». В последовательной идеологии, отстаивании твердых и непререкаемых принципов он видел прямую противоположность служению Всевышнему. Неожиданно? Только на первый взгляд.
Рабби из Ижбицы воспринимал книгу Бемидбар как серию выстроенных одна за другой историй: о евреях, которые решили сразу идти в землю Израиля вопреки повелению Моше; о человеке, зачем-то собиравшем хворост в шаббат; о претензиях к Моше со стороны его сестры Мирьям. Рабби из Ижбицы находит у всех этих историй общий знаменатель – действующие лица оказались перед сложным выбором: они должны принять решение, которое будет верным не вообще, глобально, теоретически, а именно здесь и сейчас.
Сначала народу сказали, что надо идти в Страну Израиля. Потом говорят, что придется остаться в пустыне еще на сорок лет. Люди, охваченные раскаянием и желанием исправить ошибку, вопреки повелению Моше отправляются силой завоевывать Святую Землю и гибнут. Хорошо они поступили? Плохо? Сборщик хвороста, нарушив субботу и спровоцировав тем самым наказание, хотел показать народу, убедить всех, что шаббат соблюдать все-таки нужно. Скажите, провокация? Можно ли так поступать? А если не всегда, но в определенных ситуациях? Мирьям считала, что ее брат, он же учитель, поступает дурно – говорить или молчать?
Там еще целая серия таких вопросов. Их особенность в том, что любой данный в общем виде ответ будет чудовищен. Надо всегда и во всем слушаться мудрецов? Или всегда жить своим умом и никого не слушать? Критика в адрес старших товарищей – это плохо или хорошо? Рав Фруман вслед за великими учителями хасидизма считал, что каждая сложная ситуация, в которую попадает человек, не случайна. Всевышний привел человека в это место и в этот час для того, чтобы он искал правильное решение, а не готовый ответ в конце задачника. Я позволю себе проиллюстрировать этот подход несколькими провокационными зарисовками.
Вот мы (в смысле мы тут вообще – это сейчас не личная исповедь) воспитываем детей в духе еврейских традиций. Всеми силами прививаем им соблюдение шаббата, объясняем, почему важно жить в Израиле, жениться и выходить замуж за евреев. И многие дети так и поступают. Но вот кому-то из родителей Б-г считает нужным поставить задачку посложнее, и повзрослевший сын приезжает домой в шаббат на мотоцикле с сигаретой в зубах или приводит в дом невесту-китаянку. Увы, есть родители, которые сразу объяснят такому сыну, где именно в доме находятся дверь и порог. У моего сына-сержанта в подчинении есть солдаты из хасидских семей, которые уже несколько лет не видели своих родителей, поскольку сыновья, в их понимании, нарушают заповеди, не учат Тору и вообще... Идеология. Принципы.
Про испытание невесткой-нееврейкой и говорить не буду. Новый человек в семье – это всегда непросто, а тут еще и принципы. Роем окопы, поднимаем знамя над укреплениями. При этом альтернативная идеология – да живи как знаешь, женись на ком хочешь, твоя жизнь, тебе и решать – приводит к не менее печальным последствиям. Думаю, примеров приводить не надо.
Другая дилемма встает передо мной периодически в рамках профессиональной деятельности. Конечно, мы знаем, что жизнь больного священна, и надо стараться ее всячески продлевать, и вообще – кто мы такие, чтобы решать, кому сколько жить. Всё это правильно и разумно, пока ты не оказываешься у постели больного, которого медленно, день от дня, сковывает неизлечимый паралич, он уже не может говорить и глотать и знает, осознает, будучи в ясном сознании да еще подчас и с хорошим образованием, что впереди только долгие дни медленного удушья... И пусть все мудрые идеологи и знатоки универсальных решений сами объясняют такому пациенту про святость человеческой жизни, про то, что Б-гу виднее, когда тебе умереть.
И опять же, альтернативный ответ и альтернативная идеология ничуть не лучше. Я бы не хотел иметь дело с врачом, глубоко убежденным, что каждый пациент сам хозяин своего тела, и если уж ему так надоело – то вот оно, на тумбочке, средство закончить эту серию фильма. Всего десять таблеток, запить апельсиновым соком...
Здесь не место вдаваться в галахический анализ. Любому оппоненту, который в подтверждение своих позиций сошлется на какое-то высказывание наших мудрецов, в ответ можно привести цитаты других мудрецов, доказывающие противоположное. Ничего не поделаешь, каждый раз, каждый день приходится снова думать, снова решать...
Можно вспомнить слова рабби Нахмана из Брацлава: «Я никогда не упрямствую ни в чем». И закончить цитатой другого мудрого еврея:
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Кто скажет: «Идите, люди, за мной,
Я вас научу, как надо»
Автор о себе: Мне 47 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится). Мнения редакции и автора могут не совпадать. |