Шесть государств для двух народов
21.08.2015
21.08.2015
21.08.2015
В эти дни в Израиле очень жарко. И дело не только и не столько в традиционной августовской средиземноморской жаре, каждый год оказывающейся аномальной. Накал общественной дискуссии, и так зашкаливающий во время недавно минувшей предвыборной кампании, и не думает сбавлять градус. Фигуранты вошли в раж и уже не замечают, куда взбирается стрелка общественного термометра. А трагические события последних месяцев лишь подливают масла в огонь, всё ближе и ближе подбирающийся к основам дома – нашего общего национального дома.
На выборах всегда есть победители и побежденные. Проблема в том, что в этот раз побежденная сторона искренне рассчитывала на совершенно иное волеизлияние народа. Уже примеряли шкуру неубитого медведя, уже готовили ящики шампанского для победного пиршества. Но избиратель, как ни странно, распорядился иначе. Выборы были грязными, манипулятивными, но даже и такие выборы надо проигрывать с честью. Оказалось, что проигрывать выборы в Израиле многие не умеют. Последняя предвыборная кампания вписала в историю Израиля неслыханные факты низости и беспричинной ненависти, причем с обеих сторон политических баррикад. После такого бы остановиться – ан нет! Проигравшая сторона, оправившись от шока, решила отмежеваться. Отмежеваться от тех, кто не разделяет их ценностей, не готов пойти на смену существующей власти ради призрачной альтернативы, предпочитает жить в еврейском государстве, а не в государстве всех его граждан. Город Тель-Авив давно уже величали государством в государстве, а поскольку большинство представителей проигравшего лагеря так или иначе сосредоточены в географических пределах Холма Весны, то и вовсю пошли разговоры о «государстве Тель-Авив». Мол, нам не нужны эти «…» (не хочется пересказывать череду обидных эпитетов, озвученных представителями творческой интеллигенции за время предвыборной кампании и с момента ее завершения), мы вполне проживем и без них. У нас вон театры, концертные залы, своя неповторимая атмосфера. Есть даже свои СМИ, одно из которых, газета для умных людей, не перестает предоставлять свою трибуну сторонникам тель-авивского государства. Пока исключительно в полушуточном тоне. Хотя в каждой шутке, как известно, всего лишь доля шутки.
От Тель-Авива до Иерусалима всего 65 километров, но иногда кажется, что эти два города разделяет пропасть. В Иерусалиме даже мода другая, не говоря уже про культурные и политические предпочтения. Наутро после выборов здесь ликовали, празднуя полную и безоговорочную победу. Здесь голосуют за тех, кто обещает прижать к ногтю арабов и левых, а болеют за «Бейтар Иерушалаим». Вместо улицы Шейнкин здесь рынок Махане Иехуда. Здесь предпочитают еврейский характер государства демократическому, совершенно не волнуются по поводу отсутствия общественного транспорта по субботам и откровенно ненавидят навязанный городу Высшим Судом справедливости гей-парад. Тем же немногим жителям города, кто исповедует иные идеалы, недвусмысленно предлагают преодолеть пресловутые 65 километров и оказаться среди себе подобных. Вот такое оно, государство Иерусалим.
Даже после страшного убийства в деревне Дума Израиль не очнулся от политизированной лихорадки. Вместо искренних попыток сплотить общество против экстремистов пошли огульные обвинения. Ату всех поселенцев! А экстремистам только этого и надо. Тут же пошли разговоры про отдельное государство в Иудее и Самарии, живущее по законам Галахи. Хотя, по правде сказать, жизнь в Иудее и Самарии давно уже сильно отличается от той, что происходит от Гедеры до Хадеры, а сами территории давным-давно живут по иным законам, и это вовсе не постановления военной администрации. Последнее слово здесь не за министрами, а за раввинами. Здесь с усмешкой воспринимают очередные заявления правительства о замораживании строительства на территориях. Здесь любят армию, но и не подвергают анафеме поселенцев, бросающих камни в солдат и полицейских.
Есть жизнь и ниже Гедеры, и выше Хадеры. Жизнь в Сдероте и Афуле, Иерухаме и Нацрат-Илите, Офакиме и Мигдаль а-Эмеке. Редкая птица из Тель-Авива долетит до этих мест. Попадая в глухую израильскую периферию, действительно оказываешься в совершенно другой стране. Здесь правят «Амидар» и Битуах Леуми, а в дни выплаты социальных пособий и пенсий в банках выстраиваются очереди, напоминающие перестроечную Россию. Молодежь бежит из этих мест. У тех же, кто волею судьбы вынужден остаться, видимо, есть еще призрачная надежда то ли на Г-спода Б-га, то ли на выигрыш в лотерею.
А еще есть совершенно обычный Израиль. Израиль вкалывающих на двух-трех работах людей, изо всех сил пытающихся свести концы с концами. Выплачивающих налоги и оплачивающих счета, выезжающих в выходные на шашлыки и раз в год вырывающихся за границу. Израиль людей, растящих детей и несущих бремя резервистской службы. Людей, бесконечно уставших от пустых обещаний политиков и не видящих никакого смысла менять шило на мыло. Людей, которые счастливы, несмотря ни на что.
Два государства для двух народов? О чем вы говорите?! Горячие израильские головы уже наполовину в шутку, наполовину всерьез готовы вести разговоры о создании шести государств для двух народов. Уж нашему-то народу никак не ужиться самому с собой в одном государстве. Хоть немного осведомленных о еврейской истории от подобных идей бросает в дрожь. Ибо делился уже наш народ на два государства, и чем всё закончилось – прекрасно известно.
Но, может, и не надо беспокоиться. Стоит в Израиле упасть хоть одной ракете, как евреи тут же превращаются в монолит и стоят друг за дружку стеной. Моментально улетучиваются все ментальные, культурологические и политические разногласия. Ну, если и не улетучиваются, то уж точно отходят на второй и третий план. Так что в очередной раз скажем спасибо нашим соседям за то, что хранят наше национальное единство.
Об авторе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Мнения редакции и автора могут не совпадать |