Его Величество Биби
13.11.2015
13.11.2015
13.11.2015
Всё началось с ивритоязычного поста в фэйсбуке. «В Израиле установлена монархия! – кипел чей-то разум возмущенный. – Теперь у нас будет Его Величество Биньямин Первый, Ее Величество Сара, собственные принцы Уильям и Гарри, собственный Букингемский дворец и гвардейцы в меховых шапках». За точность цитаты не ручаюсь, но общий смысл был примерно таким.
Далее шла ссылка на газету «Маркер», израильский аналог «Коммерсанта», старого еще «Коммерсанта». Я пошел по ссылке и обнаружил заголовок следующего содержания. «Главе правительства разрешили купить самолет и построить новую резиденцию более чем за миллиард шекелей». Про монархию ничего не было. Пришлось читать статью дальше. А дальше оказалось, что самолет для полетов президента страны и главы правительства обойдется в 400 миллионов шекелей, а новая резиденция в правительственном городке в Иерусалиме, между МИДом и гостиницей «Краун Плаза» – в 650 миллионов шекелей, да еще ежегодное обслуживание самолета тоже будет стоить денег. Да ну?
Дочитав заметку, я так и не понял, при чем здесь монархия и Букингемский дворец. Да, миллиард шекелей может показаться большими деньгами, если ты получаешь минимальную зарплату 25 шекелей в час. В рублях миллиард шекелей будет выглядеть еще внушительнее, превратившись по текущему курсу в 17 миллиардов российских рублей. А уж как впечатляюще будет выглядеть эта цифра в белорусских рублях… Только в долларах она превращается примерно в 250 миллионов. И это уже не так впечатляет, правда? Как там у классиков? «Черноморск! Там даже до войны человек с десятью тысячами считался миллионером».
Самолет за 100 миллионов долларов? По примерным оценкам, российский самолет ИЛ 96-300-ПУ (ПУ – это пункт управления, а не то, что вы подумали) стоит втрое больше. И таких самолетов в распоряжении Владимира Путина и Дмитрия Медведева – четыре штуки. Из дешевых самолетиков, за которые прогрессивная общественность критикует Нетаньяху, российские лидеры могли бы составить набор «Неделька». И Барак Обама летает за рубеж на «Боинге» за 300 миллионов долларов. И у эмира Катара самолет за 300. И у эмира Кувейта за 300. Ладно, США, но Катар и Кувейт – такие же, как Израиль, маленькие ближневосточные страны, правда, с бешеными запасами нефти и газа, только в Эмиратах нефтегазовые доходы не делятся на всё население, как в каких-нибудь отмороженных Норвегиях и Алясках, а тратятся на поддержание авторитета представителей власти. Нетаньяху как настоящий еврей достал где-то классную игрушку за треть цены – какие к нему еще могут быть претензии?
Резиденция главы государства за 160 миллионов долларов? Евреи, вам самим не стыдно? Да, я догадываюсь, что не стыдно. В Израиле если и отыщешь действительно дорогой на вид дом, как это понимают, например, на Рублевском шоссе, то выяснится, что его хозяин – не депутат Кнессета, не мэр, не член кабинета министров, даже не жена и не дочь депутата Кнессета, а владелец магазина кальянов в арабском городке. Как придумали ашкеназские архитекторы еще в Германии стиль баухаус, так до сих пор и экономят на всем при строительстве домов. Знаете, в какую сумму вам обойдется вилла в Кейсарии, через забор от виллы Биньямина Нетаньяху? Буквально соседняя. В восемь миллионов долларов. А если брать не через русскоязычного риэлтора, а через ивритоязычного – еще дешевле.
И это считается разбазариванием бюджетных средств? Вы еще отчетов государственного контролера Израиля не читали. Над ними действительно обхохочешься (если ты родился в бывшем СССР). Последний публиковали в начале года – перед выборами, разумеется. Судя по отчету, слишком много бюджетных средств тратится на еду, мебель и уход за садом как в официальной резиденции премьер-министра (старой, на новую только деньги выделили), так и на его личной вилле в Кейсарии. Какой сад в Кейсарии? Где он там поместился? Стандартный размер приусадебного участка в этом городке израильских миллионеров – 18 соток. Но это еще не все. Самое страшное обвинение – присвоение народных денег. Сара Нетаньяху, первая леди Израиля, сдала пустые бутылки из-под напитков, купленных на бюджетные средства! А деньги прикарманила.
Бутылка из-под вина стоит 30 агорот (5 рублей), из-под пива – 1 шекель 20 агорот (20 рублей). Это вам не плитку бордюрную класть, серьезные деньги. Я сам всегда сдаю бутылки (хотя больше трачу на бензин, пока доезжаю до пункта приема стеклотары). Один раз не сдал. Некогда было, много дел перед Рош а-Шана накопилось, не успевал. Поставил пакет с бутылочками аккуратно у помойки, а сам стал мыть машину. Как же можно встречать праздник с грязной машиной? И не на мойку же ехать. У меня нет столько бутылок, чтобы мойка окупилась. В общем, пока я мыл машину, пакетик с моей стеклотарой приватизировал сосед по дому, мывший рядом свой «Бьюик». Ладно, соседу можно, он всего лишь владелец мелкого бизнеса по травле больших летающих тараканов, но жена главы государства!
Да, жена. Также перед выборами, чтобы отбиться от обвинений в расточительстве народных средств, Сара Нетаньяху позвала домой дизайнера по интерьеру Мошика Галамина и продемонстрировала ему скрипящие двери, потертые полы, испорченную электропроводку, облупившуюся краску на стенах и залитый кофе диван, на котором в 2013 году ей пришлось принимать Барака Обаму. Прилетевшего на самолете за 300 миллионов баксов. На новую обшивку дивана перед приездом Обамы главе правительства денег не дали. Думаете, после дали? Нет, после Сару Нетаньяху обвинили в том, что телерепортаж о доме премьер-министра – удар по национальной безопасности и подарок террористам.
Хотите еще про израильскую Семью? Пожалуйста. Два года назад Мени Нафтали, занимавшийся бытовым обслуживанием семьи премьер-министра, пожаловался, что Сара Нетаньяху позвонила ему в три часа ночи и отчитала за то, что он купил молоко в пластиковой мягкой упаковке, а не в картонной таре. Даже не пойму, чем больше возмущалась прогрессивная израильская общественность – тем, что жена премьера не дает спать простым людям, или тем, что она хотела обобрать бюджет на лишние 40 агорот (молоко в картонной упаковке стоит дороже).
А еще был скандал с мороженым. После критики в СМИ Нетаньяху вычеркнул из бюджета на обслуживание своей резиденции ежегодную статью расхода на мороженое – 10 тысяч шекелей (2500 долларов). Я стараюсь даже не думать, сколько стоят часы у пресс-секретаря главы правительства Израиля. Боюсь, что тогда мне станет совсем стыдно.
Как пел еще один классик, «экономь, но не дури». Да, некоторые главы государств всю жизнь в одном френче ходили и даже сейчас кое-где еще похаживают. Но я сильно не уверен, что эти главы государств должны быть ролевой моделью для руководителей Израиля. Впрочем, когда рейтинг богатейших людей страны и списочный состав парламента многократно пересекаются – это другая крайность. Ее для Израиля мне тоже не хотелось бы. Хотелось бы золотой середины.
Удар по национальной безопасности – это не телерепортаж из дома первого лица государства. Удар по нацбезопасности – это когда государство не хочет обеспечивать своему руководству достойный уровень жизни. Потому что в противном случае обеспечением высокопоставленным госслужащим достойного уровня жизни займутся крупный бизнес и монополии. И тогда будут приниматься законы в пользу крупного бизнеса, заключаться газовые и другие сделки в пользу того же крупного бизнеса, а не в пользу государства и, извините, живущих в нем людей.
Автор о себе: Я родился в «столице-нашей-родины-СССР-городе-герое-Москве». Об Израиле впервые узнал в 1973 году, услышав по телевизору загадочное словосочетание «израильская военщина». Живу в Израиле с 2011 года. Занимаюсь здесь тем же, чем и в России, – журналистикой и переводами. Дома говорю по-русски, работаю на английском, на улице общаюсь на иврите. Отмечаю Новый год и осенью, и в ночь с 31 декабря на 1 января. Ем на завтрак хумус, но лучшим сортом хлеба считаю бородинский. Считаю, что мне очень повезло быть представителем двух великих народов одновременно. Мнения редакции и автора могут не совпадать. |