Сырная алия
18.03.2016
18.03.2016
18.03.2016
У каждого возраста свои особенности. Становишься старше, и все, что напоминает тебе о молодости, вызывает, прежде всего, приятную ностальгию, заставляя расплыться в улыбке. Вот и всплеск русско-израильских разборок в социальных сетях с выяснением отношений между представителями алии 90-х годов и вновь прибывшими репатриантами вернул меня в мои восемнадцать лет. Все тот же накал страстей и тот же пафос, то же выяснение отношений – кто кого сионистее, то же страстное желание разъяснить всем окружающим, как надо жить. Вот только полемика со страниц эмигрантских газет переместилась в эмигрантские аккаунты в Facebook. И если газеты тогда еще можно было не покупать, то отключиться от интернета в наш XXI век не представляется возможным.
Как только в конце 90-х иссяк поток розовых слюней по поводу чуда освобождения советского еврейства, очень быстро выяснилось, что с нами, «русскими», все не так. Вместо воды мы пьем водку, принципиально не пользуемся дезодорантами, хотим не работать, а почивать на лаврах социальных пособий, самые же распространенные профессии у нашего брата – это проституция и бандитизм. Но самое страшное – не хотим мы становиться израильтянами! Создаем свой русский театр, читаем свои русские газеты, детей отправляем в свои же русские летние лагеря. Словом, многолетняя мечта сионистов всех времен и народов – увидеть еще при жизни русскую алию – на глазах обернулась кошмаром.
Как ни странно, самые жесткие разборки тогда велись не с коренными израильтянами и не с представителями общин выходцев из стран Северной Африки. Жесточайший культурно-идеологический диссонанс у алии 90-х образовался со своими же соотечественниками, переехавшими в Израиль всего 10–15 годами раньше. Вот где копья ломались не на шутку! Убежденные приверженцы идей сионизма визави приехавших за колбасой. За любую критическую ремарку в сторону Израиля автоматически инкриминировались измена новой еврейской родине и сотрудничество с КГБ. Но и мы со своей стороны в долгу не остались. Гневно обличали бескультурных ватиков, в чьих домах на полках не пылились томики Чехова и Достоевского. Еще с трапа самолета узрев, что культуры в Израиле нет, всеми силами стали создавать свою субкультуру. Стена непонимания вокруг русского гетто возводилась, не покладая рук, усилиями обеих сторон. Выяснение отношений смогли утихомирить лишь время, иссякший поток русской репатриации и бешеный стиль израильской жизни, абсорбирующий новоприбывших гораздо быстрее их собственного желания.
Но не прошло и 25 лет, и снова в отделе абсорбции аэропорта Бен-Гурион зазвучала русская речь. И снова они, приезжающие, не такие. На стройке работать не готовы, держатся обособленно, не горя желанием интегрироваться в «русскую» улицу. И главное – не хотят впадать в депрессию и хаять всё вокруг, а напротив, строят планы: как начать старт-ап, открыть новый ресторан, консалтинг или дизайнерскую студию. Короче говоря, вместо багажного контейнера нынешние олимы привезли с собой свои нескромные амбиции, что в русскоязычной среде не прощается нигде и никогда.
Надо признать, что шумиха вокруг новой волны поднялась как нельзя вовремя. Выборы в Израиле еще не скоро, русско-украинские разборки вроде как поутихли, и столпы мнения на «русской» улице подзаскучали. Но с новой волной репатриантов покатилась и очередная волна критики и возмущения. Это что ж они себе позволяют!!! В Израиле без году неделя, а уже имеют собственное мнение! Да что они понимают? Вот мы в 90-е прошли здесь огонь и воду, до медных труб едва не дотянули, так что равнение на нас. А кто высунется – заклюем! И клюют по мере наличия желчи и свободного времени. Вот уже и сырной алией заклеймили.
Странно, но ничего подобного не наблюдается ни в одной другой общине в Израиле. Приехавшим после шестидневной войны репатриантам из США и в голову не придет обвинить в недостатке сионизма тех, кто переселяется в Израиль в рамках программы «Нефеш бе-Нефеш» в наши дни. Приехавшие в 50-е и 60-е годы репатрианты из Марокко и Алжира с распростертыми объятиями принимают спасающихся от антисемитизма жителей Парижа и Марселя, чьи предки когда-то переселились из стран Магриба во Францию. И уж точно никому другому, кроме выходцев из СССР, не придет в голову обвинить новых репатриантов в «жизни на два паспорта». Ну, хотя бы потому, что два паспорта есть практически у всех, включая добрую половину коренных израильтян. Но у нас, у русских – собственная гордость. Правила дедовщины и политруковская закалка намертво укоренились в нашей ДНК. И если нельзя съездить по морде, мы с удовольствием вымажем мордой в дерьме виртуального пространства исключительно в рамках патриотического воспитания.
Любая волна всегда приносит с собой грязь. И если есть грязь – значит, пошла волна. Те, кто 10 лет назад и слышать не хотели об Израиле, – приезжают. Не до конца пропитанные сионизмом, но с деньгами, инициативой и смекалкой. Закаленные в противостоянии с российской бюрократией, они готовы дать бой бюрократии израильской. И раз мечтают и строят планы, значит, едут не прозябать, а пересесть в следующий поезд, жить и работать. Эта история повторяется раз за разом, с каждой алией. Не хотели ехать, но сильно подтолкнули в одно место – и поехали. Приехали, посмотрели вокруг, посокрушались и стали создавать что-то новое. Вот она, история государства еврейского, очередной виток. Лед снова тронулся.
Об авторе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Мнения редакции и автора могут не совпадать |