Радости Судного дня
11.10.2016
11.10.2016
11.10.2016
Йом-Кипур стал символом примирения. В последние дни часто звучат слова о прощении, в социальных сетях идет повальное разбанивание тех, с кем не ужился в виртуальной реальности, потоком идут звонки и эсэмэски от тех, о ком не было вестей целый год. Тем удивительней, что именно название праздника на русском языке стало темой для наиболее острых дискуссий в еврейском медиапространстве. Стоит кому-то назвать Йом-Кипур Судным днем, как почти со стопроцентной вероятностью появится комментатор, разоблачающий ошибку: «Судный день – это Рош а-Шана, а Йом-Кипур – это День Искупления».
Причем возражение это – не из числа придирок. Высший суд над всем миром действительно соотносится с еврейским Новым годом – днём сотворения первых людей, а Десять дней раскаяния, которые увенчивает Йом-Кипур, – время для исправления, дающее возможность с помощью раскаяния смягчить и даже полностью отменить вынесенный в Рош а-Шана приговор. Но традиция именования Судным днём именно Йом-Кипур прочна и сомнений не вызывает. Возможно ли, что в ее основе лежит ошибка?!
Как это нередко бывает в еврейском споре, правы обе стороны. Каждое из названий Йом-Кипура подчеркивает одну из его сторон. Седьмой Любавический Ребе не раз обращал внимание, что Десять дней раскаяния включают в себя и праздничные дни – Рош а-Шана и Йом-Кипур – и название этих десяти дней выражает и общий для праздников смысл. Йом-Кипур венчает десять дней раскаяния и суда, в Йом-Кипур скрепляется печатью решение на весь будущий год, и это дает нам полное право именовать его Судным днем.
Именно таким предстает перед нами атмосфера молитвы в Йом-Кипур на картинах художников XIX века – фигуры, склонившиеся в почтении перед приближающимся приговором, с трепетом и смятением на лицах.
В наше время судебные мотивы Йом-Кипура остаются столь же актуальными, но все чаще сочетаются с праздничными и радостными. Основания для такого взгляда на Йом-Кипур можно найти и в самых древних источниках: не в случайно Мишна называет его одним из двух самых радостных дней в году. Но развитие этого взгляда в качестве превалирующего связано с последними столетиями, когда на еврейский мир оказала влияние лурианская каббала и учение Баал Шем Това.
Каждый из праздничных дней даёт нам уникальные душевные силы на будущий год. Если в Рош а-Шана мы проникаемся к трепету перед величием Творца мира, то в Йом-Кипур перед нами раскрывается Его любовь, что даёт нам силы любить своих ближних. Молитвы Йом-Кипура обладают уникальной особенностью. Они начинаются с провозглашения права грешников на искупление. В этом можно увидеть необычную степень единства между разными людьми: даже тот, кто несовершенен и грешен в твоих глазах, на самом деле ничем не хуже тебя в тот великий момент, когда раскрывается глубинная связь каждого из нас со Всевышним. Как недостойные действия, так и несовершенство душевных качеств не могут нанести ущерб связи людей, созданных по образу и подобию Б-га, со своим Творцом.
Таков источник радостной стороны Йом-Кипура, и в молитвах нашего поколения она обязательно проявляется: в одних синагогах более сдержанно, в других – до безудержного веселья, завершающего этот самый святой день еврейского года.
Эволюция Йом-Кипура – хороший пример, опровергающий миф о статичности иудаизма. Связь с предыдущими поколениями и их верой, начиная с поколения Синайского откровения и даже еще раньше, – это важнейшая основа еврейской жизни. Но она совсем не означает окостенение и мумификацию прошлого. Наоборот, каждое поколение находит иное выражение своей связи с корнями. Новое поколение обязательно отличается от своих предков – по социальным условиям жизни и восприятию окружающего мира, – поэтому и его связь с прошлым обязательно меняется. Сочетание преемственности и ее созвучия новому поколению – еврейский секрет, показавший свою действенность на протяжении тысячелетий.
Торжество радостной стороны Йом-Кипура в близких нам по времени поколениях – свидетельство того, что в еврейских душах нынешних времен связь со Всевышним раскрывается глубже, чем у предыдущих поколений. Время, когда сохранить свое еврейство стало задачей, требующей самоотверженности – будь то из-за агрессивного антисемитизма или новых соблазнов, – дает толчок для пробуждения самых глубин еврейской души. В этом году мы видим немало признаков, что встретим на Йом-Кипур в синагогах много новых лиц. Сущностная связь евреев со Всевышним проявляется всё яснее, и Тора перестает быть вотчиной лишь для «профессиональных» евреев.
В этом году была внесена инициатива: провести в канун Йом-Кипура на центральной площади Тель-Авива концерт в знак выражения того, что этот День раскаяния и прощения объединяет всех. Инициатива не была реализована, поскольку есть еще немало противоречий между разными социальными группами, но ее появление говорит о новых, не представимых ранее горизонтах.
Не менее удивительно происходящее последние четверть века с российским еврейством. Много говорится о чуде массового исхода евреев из Советского Союза, но не меньшее чудо в том, что еврейство России не только сохранило себя без пресса государственного антисемитизма, но и смогло стать общественным явлением, выходящим далеко за пределы синагогальных стен.
Все происходящее в мире не случайно. Эта колонка – сотая из написанных мной для сайта Jewish.ru, сумевшего привлечь широкие круги читателей, объединенных интересом к еврейству. В каббале число «сто» выражает самую высокую ступень духовного подъема, звучащую в провозглашаемых на исходе Йом-Кипура словах: «Слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш – Г-сподь один!» Пусть это будет для нас еще одним намеком на скорую радость Йом-Кипура – святого дня, когда раскрывается прочная связь каждого из нас с Б-гом и его Торой, и тем самым даётся благословение свыше во всех благих начинаниях. Хорошего вам приговора на будущий год!