Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Против Ирода не попрёшь!

01.11.2016

Против Ирода не попрёшь!

01.11.2016

Резолюция ЮНЕСКО, игнорирующая еврейскую историю Иерусалима, отдает дикой невежественностью или политической предвзятостью. Не смогли составители резолюции отыскать специалистов, которые рассказали бы им о библейской истории, были знакомы с эпохами Первого и Второго Храмов, или хотя бы читали писавших еще несколько тысячелетий назад о еврейском Иерусалиме древнегреческих и римских авторов, раз не доверяют иудейским источникам, или читали, в конце концов, даже Новый Завет! Отрицатели истории часто апеллируют к тому, что от еврейского Иерусалима, дескать, не осталось никаких артефактов. Это, естественно, не так. Но ведь действительно и нам хочется чего-нибудь оставшееся от Храма потрогать руками или хотя бы увидеть. Возможно ли это сейчас?

Конечно же, часть внешних могучих подпорных стен Храмового комплекса стоит на своем месте до сих пор. Одна из них, западная, известна всему миру под именем «Стена Плача». Но само здание Храма, взяв его штурмом после многомесячных боев, римляне снесли буквально до основания. Потом на Храмовой горе было еще много битв, а временные постройки сменяли друг друга. Где же тут искать бесценные артефакты?

Судьбу драгоценной храмовой утвари – по крайней мере, куда ее дели римляне при разграблении – мы знаем. Всё золото, которое им попалось на глаза, они вывезли с собой, и по окончании войны, в 71 г. н.э., император Веспасиан и его сын Тит устроили триумфальное шествие по улицам Рима: легионеры гнали измученных пленных еврейских воинов и торжественно проносили трофеи. Иосиф Флавий, бывший свидетелем этого несчастного для нашего народа шествия, писал: «Особенное внимание обращали на себя предметы, которые взяты были из Храма, а именно: золотой стол, весивший много талантов, и золотой светильник. По самой средине светильника из подножия подымался столбообразный стержень, из которого выступали тонкие ветви, расположенные наподобие трезубца, и на верхушке каждого выступа находилась лампадка, а всех лампадок было семь». И по сей день любознательный турист может отыскать в Риме эту куртину на триумфальной арке, воздвигнутой тогда же в честь Тита.

Понятно, как эти предметы попали в Рим, но вот потом их следы теряются. Веками евреи надеялись, что храмовая утварь так и хранится где-то в тайных закромах Ватикана. Однако даже дружелюбно относящиеся к евреям римские папы последнего столетия ничего об этом не рассказывают. Скрывают или вправду ничего не знают? Увы, второе более вероятно. В период заката Римской империи, когда одна армия варваров, сменяя другую, раз за разом разграбляли город, много кто мог похитить священную для евреев храмовую утварь или даже пустить на переплавку.

Часть храмовых сокровищ можно искать в Иерусалиме – ведь вряд ли римлянам удалось найти и вывезти прямо всё, наверняка служители Храма успели что-то спрятать, тем более что осада шла несколько месяцев. И тут помощь для желающих поискать сокровища пришла с самой неожиданной стороны.

Сейчас на Храмовой горе в Иерусалиме, как известно, всем распоряжается мусульманская организация «Вакф», невесть кем финансируемая. И вот решил «Вакф» 15 лет назад, что на Храмовой горе должна быть еще одна мечеть, вдвое больше существующей. Присмотрели члены «Вакф» подземное помещение времен царя Ирода и переделали его под мечеть. А чтобы устроить удобный вход в неё, пригнали экскаваторы и в этом историческом слое взяли и вырыли котлован – да какой, десятки грузовиков грунта!

Свалку, на которую был вывезен этот грунт, археологи смогли взять под свой контроль, и с тех по вручную, горсть за горстью просеивают его, находя все новые артефакты самых разных времен – начиная от эпохи Первого Храма и кончая XX столетием. От времен Первого Храма найдено множество керамики, обломков статуэток – в основном, почему-то, женских и лошадиных, а также пять печатей. От Второго – еще больше керамики, еврейские монеты, украшения и игральные кости, что довольно удивительно, так как азартные игры вроде бы не относились к традиционным иудейским увлечениям.

Однако наибольший интерес вызвали камни, составляющие так называемую пластиночную, или штучную, мозаику. Техника эта в те времена пользовалась большой популярностью для настила каменных полов в богатых домах и в Земле Израиля, и в Древнем Риме. Если в обычной мозаике используют одинаковые по размеру кусочки – обычно смальту, то для штучной мозаики берут разные по форме пластинки мрамора или другого натурального камня, шлифуют и выстраивают из них узор. Примерно так, как Кай строил слово «вечность» из льдинок в сказке о Снежной королеве.

Таких пластинок разной формы найдено на Храмовой горе около 700, но не все они обязательно ровесники Храма – технику эту продолжали использовать и в дальнейшем. Однако есть способы отличить мозаику времен Храма от более современных образцов: в частности, на древней мозаике присутствует своеобразный треугольник, который очень любили мастера эпохи царя Ирода и использовали при отделке многих объектов. И этот треугольник, естественно, никто не ставил в других частях Римской империи и в иные периоды времени. Это равнобедренный треугольник, у которого высота равна основанию, а углы 52°, 64° и 64°. Археологи так его и называют – «Иродов треугольник».

По такой и другим методикам удалось отобрать около ста пластин, достоверно относящихся к эпохе Храма. Камни эти очень разные и по цвету, и по природе. Самые темные добыты в районе Мертвого моря, другие импортированы из разных стран Средиземноморья – Малой Азии, Греции и Северной Африки. Кстати, Иосиф Флавий упоминает, что все не покрытые крышей части храмового двора были вымощены разноцветными камнями. А из найденных пластин археолог и специалист по мозаикам Франки Снайдер смогла сложить узоры, которые, или аналогичные им, украшали пол Иерусалимского Храма и его дворов.

Возможность увидеть те самые камни, по которым наши предки несколько тысячелетий назад вели пасхальных ягнят на заклание в Храм, – это, конечно, полный восторг и привет ЮНЕСКО. Но я вот о чем подумал: мы не так уж хорошо представляем эстетическую сторону жизни времен Храма, да и самого Храма. Живописцы, пытавшиеся на протяжении всех этих веков изобразить Храм, либо следовали художественным канонам своей эпохи, либо стилистически ориентировались на здание Купола Скалы, которое сейчас стоит на месте Храма – так, например, поступил Рафаэль. А иллюстрации и макеты, созданные в последние годы Иерусалимским институтом Храма, пусть по формальным критериям строго соответствуют библейским и талмудическим описаниям, но далеко не очевидно, что они достоверно отражают эстетическую и художественную сторону этого великого сооружения. Например, Храм был покрыт чередовавшимися рядами мрамора – видимо, синего и зеленого – так, что возникало ощущение морских волн, но кто сейчас знает об этом?

Восстановление узоров, украшавших Храм – пусть и небольшой, но первый и успешный шаг к восстановлению Святилища, которое должно стать Домом для всех народов.

Фотографии предоставлены участниками проекта по просеиванию грунта Храмовой горы.

{* *}