Не гните пальцы!
30.06.2017
30.06.2017
30.06.2017
– Люблю евреев! – сказал он. – Как и все католики, евреи – хорошие люди.
– Ну, вообще-то, мы не католики, – начал объяснять мой шурин. – Я-то сам атеист, но у нас, евреев, вообще-то, своя религия…
– Погоди, погоди! – сказал таксист. – Ты меня не путай. Иисус Христос был евреем?
– Был, – подтвердил Леон.
– Дева Мария была еврейкой?!
– Была.
– Но ведь Христос и Дева Мария были католиками! Значит, все евреи – католики! – безапелляционно констатировал итальянец.
И мой родственник понял, что дальше лучше не спорить. Он согласился с тем, что все евреи – католики, и всю дальнейшую дорогу выслушивал признания таксиста в особой любви к еврейскому народу и его религии. К чему это я? Вовсе не к тому, что в Риме веди себя, как римлянин, хотя и к этому тоже.
Сейчас в Израиле не утихает скандал после замораживания властями своего же прошлогоднего решения о выделении участка у Стены Плача для совместных молитв мужчин и женщин, принадлежащих к консервативному и реформистскому направлениям иудаизма.
Мне весь этот конфликт кажется совершенно надуманным. Независимо от вашей национальности, религиозной и гендерной принадлежности и сексуальной ориентации вы в любой момент можете подойти к Стене Плача и помолиться так, как считаете нужным, и на том языке, какой сами выберете. И само собой положить записку на любом языке. Или просто постоять у Стены. Будь вы даже араб-буддист нетрадиционной сексуальной ориентации.
Кто-то скажет, что при разделении на мужскую и женские части возникает определенная проблема у транссексуалов. Но на самом деле, это всего лишь проблема выбора, так как для них открыты возможности молиться как на женской, так и на мужской половине. А проблемой выбора транссексуал и так мучается всю жизнь. В штаны, короче, никто никому у Стены точно не лезет. В душу тоже – там волне могут молиться антисемиты и просить Б-га уничтожить евреев и Израиль. Опять-таки никто слова им не скажет – пусть Он с ними сам разбирается.
Насчет юбок, это, конечно, ограничение. Возможно, даже для некоторых девушек и женщин крайне болезненное. Но я не раз наблюдал, как евреи и еврейки с уважением следовали всем требованиям, которые предъявлялись к ним при посещении мусульманских, христианских и буддистских святынь. И обувь снимали, и юбки надевали, и руки мыли. Так почему бы не проявить немножечко уважения и к еврейской святыне? С этого и начинаются все проблемы – с уважения к собственным святыням, с вопроса, для чего ты идешь к Стене – чтобы молиться или качать права и гнуть пальцы?
Вся нынешняя война вокруг Стены Плача началась тридцать лет назад, когда небольшая группа из нескольких десятков еврейских феминисток заявила, что в рамках борьбы за равноправие женщин они желают молиться у Стены так, как они молятся у себя в реформистских синагогах – закутанные в талиты и в филактериях, являющихся, согласно устоявшейся еврейской традиции, чисто мужскими религиозными атрибутами.
Выходки этой группы у Стены Плача отчасти можно сравнить с панк-молебном в храме Христа Спасителя или публичным совокуплением в биологическом музее им. Тимирязева. Не удивительно, что большинство религиозных евреев, причем не только ортодоксальных, видят в акциях у Стены Плача оскорбление многотысячелетних традиций и ценностей иудаизма.
В результате эта небольшая группа втянула в противостояние с собой миллионы верующих, смогла навязать свою повестку дня Израилю и еврейскому миру в целом, а затем с помощью Верховного суда Израиля одержать победу в этой войне. А так как позиции реформистского иудаизма в Израиле крайне слабы, зато в США крайне сильны, то определенным интересантам удалось превратить все происходящее в конфликт между американскими и израильскими евреями и даже еще шире – противостояние между евреями Израиля и всей диаспоры. Сегодня эта война уже ведется на уровне крупнейших религиозных авторитетов, политиков и лидеров еврейских общин по всему миру.
Несколько лет назад жаждущие мира в еврейском доме предложили сторонам компромисс: вдобавок к уже существующим мужской и женской площадкам у Стены Плача расчистить еще одну, до сих пор заваленную камнями, и устроить на ней участок исключительно для сторонников консервативного и реформистского иудаизма. Дескать, пусть они молятся там так, как хотят – мужчины вперемешку с женщинами, и пусть мужчины будут хоть в мини-юбках и туфлях-лодочках, а женщины в талитах и филактериях – это, в конце концов, их американское дело.
В тот момент такой компромисс вроде бы всех устраивал и был одобрен властями. Сейчас оказалось – нет. Опасаясь, что появление «альтернативной площадки» будет воспринято как легитимация консервативного и реформистского направлений иудаизма и уравнивание их с традиционным, ультраортодоксы неожиданно отвергли компромисс. В этой ситуации правительство было вынуждено заморозить подготовку нового участка у Стены Плача, что мгновенно спровоцировало новый виток этого конфликта.
Всё это не ново в нашей истории. Еще две с лишним тысячи лет назад евреев разрывали войны между ревнителями традиции и эллинистами. Затем было противостояние фарисеев и садуккеев. Потом – талмудистов и караимов. Пережили это, переживем как-нибудь и войну между ультраортодоксами и реформистами. Но простым евреям, отождествляют ли они себя с какими-нибудь направлениями в иудаизме или нет, до всех этих дрязг не должно быть никакого дела. Так что если вы действительно хотите молиться у Стены Плача, можете смело ехать в Иерусалим. И никто не спросит вас, какой вы веры или национальности.
Разговор с Б-огом – это вообще всегда разговор один на Один. Все эти дрязги и войны оставьте религиозным и политическим деятелям. Они у нас с вами большие мудрецы – своего не упустят. А Дева Мария всё же католичкой, как и другие герои Нового Завета, не была. Как бы этого кому-то ни хотелось.