«Матильда» для битья
20.09.2017
20.09.2017
20.09.2017
Что может дать образ царя современному человеку, всем своим мышлением принадлежащему миру демократии? При этом символы других еврейских праздников, тоже уходящих своими корнями в глубокое прошлое, вовсе не теряют своей актуальности. Например, свет ханукальных свечей или маца в качестве символа свободы органично вписываются во внутренний мир современного человека. В отличие от царя. Тем более что в последний год монархическая проблематика приобрела для российских евреев новый и неожиданный контекст.
В политической жизни России через сто лет после свержения в ней монархии защита святости царя стала аргументацией для вандализма и запугивания.
Идея монархии и религии в России сейчас ассоциируется с дикостью и насилием.
Какое же место в этом контексте может занять праздник Рош а-Шана, духовный смысл которого как раз и заключен в коронации Всевышнего как царя?!
Отношение к монархии в иудаизме вообще неоднозначное. Когда евреи попросили пророка Шмуэля назначить им царя, тот воспринял это требование как бунт против Б-га, хотя формально назначение царя – это заповедь Торы. Пророк в красках описал, чем это закончится – самовластием одного человека с сопутствующими ограничениями личной свободы граждан и бесконечными поборами. Всё вполне в духе нашего времени.
Эти недостатки монархического строя дали возможность ряду авторитетных раввинов, в том числе Саадии Гаону и Абарбанелю, прийти к выводу, что назначение царя – не обязательная заповедь, а лишь право, которым народ может воспользоваться в вынужденной и безвыходной ситуации. Например, в условиях войны, когда требуется слаженная работа всей вертикали государственного управления. Однако даже противники монархии не спорят, что важнейшим свойством мессианских времен является именно царство Машиаха – то есть монархическое правление.
Ребе Цемах Цедек в своей книге «Дерех мицвойсехо» предлагает такое объяснение этой дуалистичности: посредством подчинения царю мы выражаем подчинение Всевышнему. Но подчинение подчинению рознь. Иногда подчинение – это высокий духовный уровень смирения перед абсолютным Творцом, но зачастую – отказ от совершения преступлений под страхом наказания.
«Если бы не страх перед властью, люди бы жрали друг друга», – говорится в древнем еврейском трактате «Пиркей Авот». Очевидно, что
чем жестче и авторитарнее режим, тем прочнее он удерживает простых граждан от насилия над ближним, полностью отдавая право на насилие карательной машине государства.
И процесс отмирания монархии и авторитарных режимов как строя, наблюдаемый нами в прошедшем столетии, – это результат созревания общества до уровня, на котором появляются новые принципы отношений между людьми, которые превращают жесткую иерархию власти в ненужную, а значит – вредную.
Если формальная управленческая функция царя становится все более архаичной, то внутреннее содержание заповеди назначения царя своей актуальности меж тем не теряет. Как отдельный человек, так и общество в целом нуждаются в осмыслении своей жизни и наполнении ее непреходящими ценностями.
Вера в Единого Творца дает в нашей повседневности те самые абсолютные ценности, которые, с одной стороны, обязывают нас вести себя достойно, а с другой – придают смысл жизни. Поэтому и не теряет актуальности обращение ко Всевышнему, выраженное трублением в шофар, которым евреи ежегодно коронуют Его в праздник Рош а-Шана.
Но, разумеется, не только вера может сделать человеческую жизнь достойной и полноценной. И далеко не всегда вера ее делает такой –
вор ведь тоже молится, чтобы удалась кража.
Место веры в человеческой жизни можно сравнить с местом в ней образования – оно тоже само по себе не делает человека умным, и встречаются мудрейшие люди вообще без всякого образования. Но никто при этом не станет спорить, что образование помогает человеку на пути к мудрости. Также и вера способствует осмыслению и облагораживанию человеческой жизни, но не гарантирует это.
К сожалению, человеческие идеалы – будь это рационализм, гуманизм или любой другой «изм», принятые как абсолютная идея – не выдерживают экзамена даже двух-трех поколений, и происходит скатывание к привычному насилию. Рационалисты вдруг начинают вести себя наименее разумно, а защитники прав угнетенных с большим энтузиазмом дискриминируют всех несогласных со своим мнением. Примеров использования идеалов в целях, противоречащих их сути, человеческая история предоставляет вдоволь. И нередко такую «обработку» проходили и религиозные ценности.
Поэтому коронация Владыки Вселенной означает, по сути, признание ограниченности собственного разума. Даже в том случае – а может, в особенности именно в том случае, – когда разум пытается постичь абсолютную истину. Естественным мерилом нашей искренности на этом пути является уважение к чужой точке зрения – ведь если я не постиг все до конца, то, возможно, недостающей частью истины обладает тот самый ближний, ошибочность позиций которого, казалось, для меня так ясна. Как написал об этом Альтер Ребе в книге «Тания», «каждый человек лучше другого». И совершенствуется благодаря этому «другому».
Идеалом царя в мире стал царь Давид. Особенностью его царствования стало то, что он творил добро для каждого из своих подданных. Неспроста написанные им «Псалмы» остаются бестселлером уже несколько тысячелетий. Этой же особенностью – творить добро своим подданным – обладает и Царь Вселенной. Поэтому мы все получим от Него благословение на наступающий 5778 год от Сотворения мира как в наших материальных, так и в духовных потребностях, необходимых для реализации нашего предназначения. Пусть Свыше будет принято прочное решение о том, что все мы будем тотчас записаны в книгу жизни и нас ждет полный счастья и добра год. Хорошего всем праздника!