Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Весна до срока

31.01.2018

Весна до срока

31.01.2018

Сегодня евреи по всему миру отмечают праздник Ту би-шват. После этого дня всё, и особенно деревья, начинает просыпаться от зимней спячки. Впрочем, для России, в которой пока царят снегопады, это не актуально. Да и в Израиле год выдался засушливым и жарким, так что некоторые деревья, например, миндальные, ошалев от тепла, уже зацвели раньше положенного времени.

Интересно, что в библейском тексте об этом каббалистическом празднике нет ни слова. Да и в талмудические времена он, если и отмечался, то довольно скромно. В Израиле, где некоторые деревья могут плодоносить почти круглый год, этот день в стародавние времена использовался главным образом как точка отсчёта, определяющая, к какому году можно отнести урожай. Но к концу средних веков праздник Ту би-шват вдруг засверкал новыми красками, и у разбросанных по миру еврейских изгнанников появился обычай собираться в этот день вкруг стола, украшенного плодами, привезенными с большими трудностями из страны Израиля, петь песни и мечтать о возвращении на родину.

Однако в XVI веке благодаря нескольким великим мечтателям праздник Ту би-шват стал каноническим. Группа выдающихся мудрецов и мистиков, презрев все риски и опасности, покинули значительно более цивилизованные города Европы, переехали в страну Израиля и создали небольшую коммуну в затерянном среди гор и никому особо до тех пор не известном городке Цфат. И начали устраивать ежегодно в этот день специальную трапезу, перемежающую поедание местных фруктов и орехов чтением отрывков из святых книг и в первую очередь – из таинственной каббалистической книги «Зоар».

Фрукты они ели не как попало, а в определенном порядке, подчиняющемся каббалистическим законам: сначала полностью съедобные, потом – содержащие большую косточку и последними – покрытые скорлупой или несъедобной кожурой. Всего же надо было вкусить 30 плодов.

Впервые описаны эти правила были в книге «Хемдат Ямим», но споры о том, кто был её автором, не стихают до сих пор. Одни приписывают авторство каббалисту Натану из Газы, который в XVII веке стал главным последователем лжемессии Шабтая Цви. Другие уверены, что ее написал кто-то из учеников великого мистика Аризаля, возможно, даже главный из них – рабби Хаим Виталь. Так или иначе, обычай устраивать специальную трапезу с её особым порядком в праздник Ту би-шват родился именно в Цфате, но вскоре прижился как среди хасидов, так и среди сефардов, а в последние годы – и в среде широкой израильской публики.

Впрочем, от «сельскохозяйственного уклона» этого праздника при его масштабировании всё равно никуда не уйти. Еще в 1884 году первые поселенцы сельскохозяйственной колонии Йесод а-Маала, что на берегу израильского озера Хула, вышли в этот день сажать плодовые деревья и посадили таковых за несколько дней более двух тысяч. А уже к началу XX века, еще во время владычества Османской империи, обычай сажать деревья в Ту би-шват стал в стране Израиля массовым.

И этот обычай также имеет каббалистические объяснения. Как известно со слов учеников Виленского гаона, прибывших в страну Израиля еще в самом начале XIX века, окончательное освобождение могут приблизить три действия: заселение Палестины евреями, изучение Торы и, как ни странно, посадка плодовых деревьев.

И они не просто говорили, но и выполняли, подчас ценой тяжких лишений. Они выкупили у турок втридорога два участка земли и засадили их фруктовыми деревьями. Первый из них вырос и превратился в большой, по израильским меркам, город – Петах-Тикву. А второй перерос в красивый иерусалимский район Нахал-Шива, в котором сейчас сконцентрировано множество чудных баров, музыкантов и молодежи.

Связь этих трех дел – изучения Торы, возвращения евреев в Израиль и посадки плодовых деревьев – так глубока, что они только на первый взгляд случайно оказались в одном ряду. Ведь интеллектуалы и мистики, которыми так богат был всегда иудаизм, склонны отрываться от земли и воспарять в Небесах. Это дает возможность для колоссального духовного скачка, но отрывает от реальности, от земли. И заповедь, обязывающая сажать плодовые деревья, позволяет сохранить связь с землёй и в конечном счете – с реальностью.

Схожая триада человеческой жизни – вырастить ребенка, построить дом и посадить дерево – придумана не евреями. Но здесь, в Израиле, после возвращения из двухтысячелетнего странствия, эти три дела получают совершенно особое, духовное наполнение. Тем более что все еврейские поселенцы, прибывавшие в страну Израиля в XIX и начале XX веков, вне зависимости от степени религиозности или светскости, видели в земледельческом труде именно на Святой земле высочайшее духовное призвание, а не только камни, колючки, грязь и пот.

{* *}