Евреи для битья
28.02.2018
28.02.2018
28.02.2018
Ни текст книги Эстер, ни имеющиеся исторические факты не позволяют нам думать, что изгнанные за несколько десятилетий до этого со своей родины евреи отличались каким-то особенным богатством, на что обычно любили ссылаться антисемиты последующих веков, объясняя свою ненависть к иудеям. И вряд ли еврейская община успела за годы проживания в Персидской империи обзавестись таким влиянием, чтобы всерьез угрожать Аману и местным кланам. Также сомнительно, что евреи угрожали целостности империи – ни о какой независимости или серьезной автономии они и не помышляли. Также маловероятным кажется, что евреи стали жертвой собственной интеллигентности, которую так ненавидят гопники всех мастей – на фоне древних и высокоразвитых культур Междуречья это было вряд ли возможно.
На самом деле у министра Амана против евреев был всего один, но решающий аргумент: «народ, рассеянный среди других, но обособленный от них и живущий по своим законам». И это не просто аргумент – это уже обвинение.
Любая общность людей – от группы в детском саду до конгресса ученых – имеет склонность относиться с враждебностью и неприязнью к иному, непохожему и выделяющемуся среди них индивиду. Но евреи еще хуже! Мало того что они – иные, не такие, как все, они еще и возводят эту свою инаковость в ранг идеала и говорят о ней на каждом углу.
Кто хочет узнать, как это выглядит со стороны, пусть почитает великого римского историка и политика Тацита, который вполне чётко сформулировал, чем именно евреи его раздражали. Учитель евреев Моисей, как писал Тацит, «ввёл новые обряды, противоположные обрядам остальных смертных. И для них стало пошлым всё, что для нас свято. И наоборот: чего мы чураемся – им дозволено». В качестве конкретных примеров Тацит приводил воздержание евреев от связей с женщинами из других народов, а также отказ от участия в общественных трапезах с римлянами, который объяснялся, вероятно, законами кашрута.
Но это всё – не про религию, обычаи и законы, которые могут быть любыми, а про нечто большее. «Самая суть еврейства – в назывании себя евреем», – пишет великий мудрец раби Цадок из Люблина. И не боится признать, что древние евреи тоже вовсю служили идолам, но считали себя евреями, а потому остались таковыми.
Взглянув на историю еврейского народа, можно найти немало практических подтверждений правоты этой концепции. Будь то героические и самоотверженные марраны, которые, рискуя жизнью, тайно соблюдали еврейские заповеди, но скрывали своё еврейство публично. Или советские евреи, оторванные не только от иудаизма, но даже и от любой информации о нем, но гордо сохранявшие своё еврейство и передавшие его внукам.
Мы с детьми, нисколько не стесняясь, ходим в ермолках по Стамбулу и Лондону, подмосковным электричкам и палестинским деревням. И тут дело вовсе не в религии – ермолку ведь можно прикрыть вполне нейтральной кепкой. Дело в том внутреннем наслаждении, которое возникает у человека с израильским флагом в руках, когда он идет навстречу антисемитской демонстрации, скажем, в Париже.
Пурим – единственный праздник в нашем календаре, в который отмечаются события, произошедшие с еврейским народом уже в изгнании. И каждый раз, когда вам встретится на пути чуждый вам человек, принадлежащий к иной вере и другой нации, придерживающийся отличных от вас взглядов, ваших обычаев не уважающий, а свои, наоборот, лелеющий, и вам непременно захочется его прогнать – вспомните о Пуриме и поймите, что вы стоите перед зеркалом.