Пятый стакан
30.03.2018
30.03.2018
30.03.2018
Кто забыл, на чем держится хороший пир, пусть срочно пересмотрит «Кавказскую пленницу». Конечно же, на тостах! Но поскольку седеры проводят уже более трёх тысяч лет, тосты закрепились и формализовались, превратившись в благословения.
Сложившаяся традиция обязывает нас поднять четыре бокала в ходе пасхального седера. Каждому – своё время и место. Каждый сопровождается конкретным «тостом». Но ничто не мешает поднять еще бокалы, например, «за жизнь», «за прекрасных дам» или «за нашу и вашу свободу». Эти дополнительные бокалы, впрочем, так и не стали обязательными и каноническими и остаются в произвольной программе.
Однако в последние годы стал всё шире распространяться обычай пить пятый бокал, сопровождая его конкретным и определенным «тостом». Так поступаем и мы в нашей семье, и многие другие. И обычай этот уходит своими корнями в глубину веков ничуть не меньшую, чем обычай пить четыре бокала. Но до последнего времени он оставался маргинальным и экзотическим, хотя он вполне описан еще в Талмуде.
Надо отметить, что талмудический текст всегда существовал во множестве вариаций. С введением книгопечатания текст, конечно, принял более-менее единый вид, но никто не сказал, что ставшая канонической версия «более правильная», чем разбросанные по рукописям варианты. И в нескольких очень авторитетных вариантах рабби Тарфон настаивает именно на пяти бокалах.
В канонической традиции четыре бокала соответствуют четырём глаголам, которыми возвестил Творец грядущее освобождение: выведу, избавлю, спасу и возьму. Библейская фраза – «Выведу Я вас из-под ига египтян, избавлю вас от служения им, спасу вас мощью великой и страшными карами и возьму Я вас к себе народом своим» – стала обоснованием именно четырех бокалов.
Однако рабби Тарфон указал на тот факт, что цитата, на которую опирается каноническая традиция, оборвана. Всевышний процитирован не полностью! Ведь у этой фразы есть и продолжение: «И приведу вас в страну, которую Я поклялся отдать праотцам вашим Аврааму, Ицхаку и Яакову». Есть пятый глагол – приведу! И за это, полагал рабби Тарфон, следует поднять пятый бокал!
Впрочем, не стоит обвинять большинство мудрецов в злонамеренности: сознательный обрыв цитаты на самом ключевом месте – очень распространенная талмудическая практика, которая призвана намекнуть на важность продолжения. Значимое отсутствие – сильнейший психологический приём. Однако поймёт намёк только тот, кто знает продолжение текста. А в то время почти все евреи знали текст Священного Писания наизусть.
Дело, конечно, не только в филологической добросовестности при подсчете глаголов, а в идее, что бегство из Египта было не просто избавлением от рабства и изысканием свободы, но и вело к конкретной цели – обретению страны Израиля. И я грущу каждый раз, когда вспоминаю суровый мидраш о группе евреев, бежавших из Египта за несколько лет до Исхода и погибших в пустыне именно потому, что они не знали, куда и зачем они бегут.
В Израиле регулярно, в том числе и в последние годы, появляются репатрианты, которые вовсе не стремились возвращаться на историческую родину. Их целью было – сбежать от рабства, угнетения и преследования хоть куда-нибудь. Они не репатриировались, они эмигрировали. Это вполне легитимно – человек может и должен бежать из тюрьмы. Но освободившись из рабства, необходимо обрести цель. Одной свободой не проживёшь – погибнешь в пустыне или тайге. И за эту цель – свободную жизнь на своей земле – мы и поднимем сегодня пятый бокал.