Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

«Возненавидели вы меня!»

09.11.2018

«Возненавидели вы меня!»

09.11.2018

После чудовищного злодеяния в синагоге Питтсбурга многие стали объяснять мотивы преступника произраильской политикой президента Трампа и большим числом евреев в его окружении. Мне же припомнилась давняя история из моей жизни, которая до боли созвучна с библейской главой «Толдот», которую иудеи всего мира читают на этой неделе.

По окончании университета я попал по распределению в одно почтенное госучреждение. Делать там карьеру я не собирался, поскольку уже тогда связывал свое будущее с журналистикой, но порученную работу делал добросовестно, и меньше чем через год был повышен в должности – до старшего инженера с окладом аж 145 рублей вместо привычных 120.

Среди моих коллег был инженер по имени Виталий, но все почему-то звали его Васей. Он мне всегда казался хорошим и дружелюбным парнем, но после моего повышения по службе его словно подменили. А в один из дней Вася не выдержал и вконец сорвался: с криком «Товарищ еврей!» и обвинениями, что я его якобы подсидел, он выплеснул на меня полный комплект антисемитских претензий.

Мы перестали разговаривать, но через пару месяцев Васе поручили задание, с которым он явно не справлялся, и в конце концов после долгих метаний был вынужден обратиться ко мне за помощью.
– Я, конечно, тогда вспылил, наговорил лишнего, – сказал он. – Но ведь мы делаем одно дело, правда?! Если хочешь, я попрошу прощения…
В общем, все получилось, как в гениальном стихотворении Михаила Аркадьевича «Хлеб»: «Извиниться перед евреем – значит стать его лучшим другом».

Я помог тогда ему, но, признаюсь, время от времени, вспоминая об этой истории, клял себя за мягкотелость.

Надо было послать Васю куда подальше!

И лишь сейчас я понял, что обвинять мне себя не в чем: это во мне тогда просто заговорили гены нашего праотца Ицхака, который в результате вот так же в свое время простил все обиды филистимлянам и их царю Авимелеху. Конфликт между ними занимает заметную часть текущей недельной главы «Толдот» и сводится всё к той же банальной зависти. Ицхак благодаря своему трудолюбию процветает, а урожаи с его полей и приплод скота намного превышают аналогичные показатели у филистимлян. И те из зависти «сломали и засыпали землёй все его колодцы, которые строил еще его отец Авраам». И сами, таким образом, остались без воды!

Зачем они пошли на этот безумный шаг, тем более что вода на Ближнем Востоке ценится на вес золота?! Объяснение простое – они были первыми открытыми антисемитами в истории. И это видно из дальнейшего развития сюжета. Ведь Ицхак, согласно библейскому тексту, «заново отрыл те колодцы, которые вырыли в дни его отца Авраама и которые завалили филистимляне, и дал им те же имена, что его отец». И тут же пришли филистимляне и стали спорить и кричать: «Это наша вода!» В ответ Ицхак ушел в другое место и вырыл для себя новый колодец, но ситуация повторилась вновь!

Сколько же раз она повторялась потом на протяжении всей еврейской истории! Никакие попытки евреев сменить место жительства не спасали их от преследования и ненависти со стороны местного населения. И все, что евреи созидали своими руками и талантом, либо уничтожалось их соседями, либо присваивалось.

Таким образом библейский текст раскрывает нам истинные причины любого антисемитизма: в его основе лежит зависть, переходящая в патологическую ненависть, в которой уже отсутствует всякая логика. Ненависть столь велика, что антисемит жаждет уничтожения евреев даже ценой собственной жизни: готов сам умереть в пустыне от жажды, но лишь бы у евреев не было воды. Эта ненависть так ослепляет, что заставляет умолкнуть не только разум, но и инстинкт самосохранения. Не имеют значения ни уровень образования, ни степень интеллекта, ни социальное положение – антисемитом вполне может быть умный, образованный и преуспевающий человек, и примеров тому масса в любой точке земного шара.

И потому не нужно искать никаких рациональных мотивов в бойне в Питтсбурге. «Возненавидели вы меня!» – говорит Ицхак царю филистимлян Авимелеху – вот и все объяснение.

Но заодно Ицхак показывает всем последующим поколениям своих потомков, как должен вести себя еврей, даже когда у него горит земля под ногами – он должен продолжать рыть колодцы, ни на секунду не поступаясь своими принципами! И тогда это приведёт, как и финал этого сюжета, к мирному договору. Причем противники, как и тогда филистимляне, сами придут просить нас о мире. Правда, не оттого, что они возлюбили нас. А потому, что поняли: сломить Ицхака силой невозможно. Но вот добрыми словами получается, как и сказано выше:

«Извиниться перед евреем – значит стать его лучшим другом».

А что это за мирный договор – понятно из речей филистимлян, цитируемых в библейском тексте: «Как мы сделали тебе добро – не тронули тебя и отпустили, так и ты теперь поступи с нами». Сколь многие искренне считают, что делают евреям добро уже тем, что не трогают их и отпускают. И требуют от нас быть потом за это благодарными. За то, что не убили, не ограбили и не устроили погрома. Как же это старо и как до сих пор не изменилось.

{* *}