Top.Mail.Ru

Жизнь вне парты

30.05.2019

Все помнят эту типичную школу, где бы они ни учились – в СССР, США или Израиле. С главным человеком в школьном классе – учителем. И несколькими рядами парт напротив, где царит своя негласная иерархия.

Первые парты, конечно, для дисциплинированных и прилежных отличников. Они всегда впереди, всегда на виду. Будто специально для того, чтобы заглянувший в класс директор школы или проверяющий из районо узрел идеальную картинку – учеников, внимающих учителю, какую бы пропаганду тот ни нёс.

Сидящие за средними партами – вот настоящие везунчики! Они вроде бы близко к доске и учителю, но сидят совсем не на виду. У них есть отличная возможность незаметно заглянуть в телефон или шпаргалку и пошептаться с соседом. Сидящие в середине класса видят и слышат всех, но их самих почти никогда не слышно.

Задние парты – «Камчатка», «Сахалин», как мы их называли. Именно там происходит настоящая и насыщенная социальная жизнь класса. С подмигиваниями, перешептываниями и записками – если речь о начальной школе. В средней были уже другие средства и методы. Кто на «Камчатке» обычно сидит? Дети, которые мешают учителю. Потому там почти всегда оказываются «задиры», «провокаторы» и «нарушители спокойствия». Проще говоря, те, с кем учитель не может справиться, а может только «сослать». И оказавшись на «Камчатке» однажды, ученик просидит там обычно уже до самого выпуска. И эта ситуация будет обоюдно устраивать и ученика, и учителя – при такой диспозиции они друг другу не мешают.

Это всё так весело вспоминать, пока в один жизненный момент ты сам не окажешься учителем и не войдешь в такой класс. Научить ведь кого-то в этой ситуации непросто, особенно сейчас, когда у многих детей преобладает «кликовое сознание», и заставить ученика сконцентрироваться на 45 минут – это еще одна сложнейшая задача. Поэтому мы в рамках проекта EnerJew и особенно наших летних лагерей внедряем новую систему: на смену привычному всем фронтальному уроку приходит современная «круговая методика».

Представьте, как радикально изменится вся ситуация в описанном и таком знакомом нам всем классе, если «снести» всю эту порочную расстановку парт и рассадить детей по кругу. И как перевернутся поведение и роли всех участников. Начиная с главной роли. Ведь в традиционном классе учитель восседает отдельно со своим столом, а на специальных предметах, например, физике, химии или биологии, этот стол даже стоит на кафедре, возвышаясь и тем самым дополнительно отделяя учителя и проводя уже вполне зримую границу между ним и учениками. А там, где есть граница, неизбежно будут и приграничные конфликты со всеми вытекающими.

Если же учитель вместе с учениками сидит по кругу, то это его, в сущности, превращает просто в одного из них – не более того. И, естественно, тут же меняется статус учеников, поскольку они превращаются из объектов, которым надо вдолбить в мозг что-нибудь пропагандистское вперемежку с таблицей умножения, в полноправных участников процесса. Это сокращение дистанции, «ликвидация кафедры» неизбежно превращает отношения «учитель-ученик» в более доверительные, чем они были до этого.

Когда все сидят по кругу, то не может быть ни «Камчатки», ни «Сахалина», ни показательных первых рядов – каждого ученика одинаково хорошо видно и слышно. И еще очень важно, что в кругу нет лучших и худших мест – каждый занимает одинаково хорошее место. И это равенство разрушает сложившиеся в классе иерархические модели поведения, всё больше смахивающие на принятые в уголовном мире. А равенство уже на этапе рассадки изначально задаёт стандарты поведения, в которых минимизированы, если не исключены, такие явления, как дедовщина и травля, к которым мы все привыкли в советских школах и которые были так детально проиллюстрированы Роланом Быковым в фильме «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли.

И круг даёт, конечно, разительно иную включенность учеников в образовательный процесс. Дети постепенно привыкают к тому, что каждый сидящий в кругу – важен. Что когда ты говоришь, тебя видят и внимательно слушают все, а не только учитель. Атмосфера в классе становится гораздо более здоровой и доброжелательной. И каковы бы ни были занятия – будь то математика или постановка театральных сцен, – круг превращает пассивных до этого «заурядных середнячков» в активных участников процесса. И тут же выясняется, что никакие они не «заурядные» и не «середнячки» – надо было просто переставить парты.

Рахель Вирник

{* *}