Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Без Царя в рукаве

20.10.2019

Без Царя в рукаве

20.10.2019

Как в его голове уживаются сразу Б-г и динозавры – в объяснительной записке нашего колумниста.

В праздник Симхат Тора, стоптав в танцах все каблуки, мы откроем новое круглогодичное чтение Священного Писания. Прямо со слов: «Вначале сотворил Б-г небо и землю». И далее подробно про шесть дней творения, про сотворение неба и земли, солнца и луны, растений и животных. И потом за праздничным столом примемся обсуждать детали этого текста, вплоть до предлогов и союзов. Пока вдруг кто-то из гостей, нечасто захаживающий в синагогу, не прервет нашу беседу нахальным вопросом: «А вы вообще учили когда-нибудь физику и астрономию? Какой еще свод, отделяющий воды от вод? Какие шесть дней творения? Вы тут все в своём уме вообще?»

И тут же в ответ ему найдётся интеллектуал, который примется объяснять, что между наукой и религией нет вообще никаких противоречий, а «большой взрыв» из учебника физики и есть процесс библейского творения.

Ох как заезжены все эти разговоры. Сколько бумаги было изведено за долгие века в попытках согласовать библейский рассказ с данными науки. Какие изящные логические конструкции выстраивались, сколь тонкий символизм находили в тексте Писания еврейские мудрецы, да и коллеги их из других конфессий, чтобы доказать, к примеру, что библейская история о Всемирном потопе прекрасно соответствует фактам естествознания.

Но всё было без толку – наука ведь постоянно менялась! Птолемея сменял Коперник, Ламарка – Дарвин, Ньютона – Эйнштейн, и очередная идеально выстроенная конструкция соответствия зависала в воздухе, как лестница, приставленная к чердаку, который давно обвалился. Но бойцы фронта апологетики не сдаются и издают бесчисленные книги, доказывая соответствие библейской текста всё новым и новым теориям, и работа эта всё более похожа на сизифов труд.

Однако есть и другой путь. Трое из наших сыновей учились в прекрасной религиозной школе в поселении Эфрат. Большая часть обучения в первом классе была посвящена изучению библейской книги «Берейшит», раскрывающей религиозный взгляд на сотворение мира. А во втором классе у них ввели новый предмет: «Основы истории человечества», на котором им урок за уроком рассказывали о миллионах лет, за которые формировалась планета Земля, о Солнечной системе и эволюции, динозаврах и питекантропах. И никто из детей и их родителей не посмел обратить внимание учителя на несоответствие этого материала тому, что они учили до сих пор. А всё потому, что вёл этот предмет не простой учитель, а Дан Бэери – легендарный благообразный седобородый раввин в черном костюме, одно упоминание имени которого вызывает бурное восхищение детей и других учителей.

Этот неординарный человек родился не евреем, а французом, и звали его тогда Иг Бир. Он рос в очень религиозной протестантской семье и мечтал стать христианским священником. Изучал древние языки и философию в Сорбонне. Но незадолго до Шестидневной войны он, как и многие молодые европейцы тогда, поработал волонтером в одном из кибуцев Израиля, а после войны приехал в Израиль уже навсегда – чтобы стать евреем. Он принял иудаизм, отучился в иешиве, а потом оказался участником заговора «еврейского подполья», которое решило отвечать на арабский террор акциями возмездия. Но был вовремя выявлен израильской службой безопасности «Шабак» и отправлен за решетку. Выйдя же по амнистии, он раскаялся в этой деятельности и с тех пор полностью посвятил себя педагогике.

Уникальная педагогическая система Дана, разработанная для школ в Эфрате и Хевроне, но применяемая еще в нескольких городах страны, основана на сочетании лучших свойств традиционного еврейского образования с европейской, прежде всего, гуманитарной, педагогикой. Изучение библейских и талмудических текстов он сочетает с познанием широкой культурной базы: иностранных языков, мировой истории и музыки.

И никакого конфликта в детских головах эта модель преподавания не вызвала. Оказывается, и ребенок, и взрослый способны постичь, что есть больше одного способа описания реальности, больше одной истинной картины мира, и прекрасно с этим жить. Это становится тем более ясным, когда мы понимаем, что этих истин много больше, чем две. Ведь способ описания мира, например, физиком и биологом принципиально различны, и все попытки однозначно свести одно к другому надо оставить там же романтикам, которые ищут «единое уравнение всего» и философский камень и строят вечный двигатель.

Да и еврейский религиозный взгляд на сотворение мира далеко не един. То, как наши мудрецы толковали сотворение мира, часто имело очень мало общего с простым смыслом библейского текста, а уж тем более описание начала времен в каббалистической книге «Зогар» или в книгах мудреца-мистика Аризаля. А хасиды так и вовсе считают, что сотворение мира не закончено и продолжается ежесекундно.

Да и великий еврейский врач и философ Маймонид не видел проблемы с наличием сразу нескольких версий. «Есть люди, которым недоступен контакт с истиной ни посредством мысли, ни посредством веры, и они немногим отличаются от животных, ибо лишены всякого человеческого знания. Вторая группа – это люди, идущие к царю, но еще не достигшие стен его дворца. Они соблюдают божественные заповеди, но при этом несведущи в философии. Далее идут те, кто соблюдают заповеди и при этом изучают науки. Они уподобляются человеку, ходящему вокруг царского дворца в поисках ворот. Логика и математика – науки подготовительные, а чтобы войти во внутренний мир дворца, следует еще постичь и саму действительность».

Желаю всем нам в новом году учиться и учиться – и Торе, и наукам – и побольше, не тратя сил на бесплодные споры!

{* *}