Фанатики на марше
14.11.2019
14.11.2019
14.11.2019
В них был всё тот же набор идеологизированных текстов, которые мы, дети из приличных семей, обычно пролистывали с пренебрежением. Всё тот же героический мальчик Ваня полз через всю линию фронта Гражданской войны, чтобы доставить в штаб донесение от окруженного командира «наших». С тем лишь отличием, что «нашим» был не Чапаев или Буденный, а, скажем, Деникин или Врангель. Подстерегали же Ваню не «белые», а красные комиссары. В остальном же рассказ казался переписанным с советского оригинала.
Из той зарубежной «мурзилки» можно было узнать и о посещении очередным Великим князем воскресной школы, в которой дети встречали его флажками и цветами – точно так же, как встречали бы в советской школе секретаря ЦК. И, конечно же, гордо отчитывались перед почетным гостем об успехах в учёбе – только вот изучали в той школе не материалы съезда партии и труды Ленина, а катехизис и биографии монархов.
Это удивительное стилистическое сходство антисоветчиков со столь ненавидимой ими советской властью – и наоборот – отмечали и Довлатов, и многие другие писатели. А Бродский так вообще открыто говорил, что «после советских больше всего не любит антисоветских». Я же вспомнил об этом сходстве, наблюдая за громким скандалом вокруг благотворительного концерта, проводимого раввином Элимелехом Фирером.
Напомню, что Фирер, являющийся руководителем «Эзра Ле-Марпэ» – одной из самых уважаемых благотворительных медицинских организаций, решил устроить концерт для сбора пожертвований. Среди выступающих ожидались ветеран израильской эстрады легендарный Шломо Арци, а также ряд исполнителей, о которых я прежде никогда не слышал. Да и не только я.
Они-то за пару недель до выступления и сорвали концерт, так как обнаружили, что среди музыкантов на данном вечере не окажется женщин. Шломо Арци в качестве всеобщего доброго дядюшки бегал туда-сюда, уламывал тех и других – недаром его величают «израильским Кобзоном», но в данном случае его миссия оказалась безуспешной: после продолжавшегося несколько дней скандала концерт был отменен.
Мы-то, наивные, надеялись, что сближение светских и религиозных евреев – а ведь хасидский раввин Фирер пригласил на этот концерт сплошь светских певцов! – приведёт к тому, что религиозные научатся у светских широте мышления, а светские откроют для себя духовные глубины талмудической и каббалистической мысли. А вышло так, что светский мир взял на вооружение у ортодоксального иудаизма именно его упёртость, применив ее просто к своим «светским заповедям».
И пусть эти «светские заповеди», как, к примеру, равноправие женщин или забота об окружающей среде, мне не просто не чужды, но и кажутся важнейшими достижениями человечества в последнее столетие, однако применение этих «заповедей» с религиозной фанатичностью привело на моих глазах к тому, что благотворительная организация не смогла собрать средства для нужд онкологических больных. И я как врач, да и просто как человек, не могу смотреть на это спокойно.
Одни фанатики стирают портреты Голды Меир с исторических фотографий, потому что она женщина, а поросят из детских книг, поскольку свиньи – не кошерные. Другие фанатики требуют непременного участия чернокожих актеров в каждом фильме и бойкотируют концерты талантливого дирижера, пристававшего полвека назад к девушкам. И никто из них не видит, до какой степени бессмыслицы они в результате доходят.
Отец одного моего одноклассника Александр Исаакович, дай Б-г ему долгих лет жизни, любил повторять, что «самый страшный дурак – это принципиальный дурак». Трудно с этим уравнением поспорить. Возможно, его решение в том, чтобы убрать из дурака принципы? Но элементарная логика подсказывает, что лучше принципы оставить, а убрать дураков. Здравый смысл и чувство юмора – вот, что лучше всего помогло бы участникам этого и большинства подобных конфликтов!
Раввины прошлых поколений, к слову, обладали достаточным здравым смыслом, чтобы чувствовать настроение простых евреев, и крайне редко во взаимоотношениях с ними «шли на принцип». А если шли – их поднимали на смех Гершеле Острополер и другие хасидские шутники-острословы. Давайте не будем слишком серьезными и принципиальными, а?