Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

С хлеба на чай

27.11.2020

С хлеба на чай

27.11.2020

Как евреи научились перебиваться с хлеба на чай и таким образом выжили в веках, объясняет наш колумнист.

В последнее время стоит только встретиться с каким-нибудь знакомым, как он тут же начинает жаловаться на жизнь. Бизнесмены – на то, что их дело из-за проклятой эпидемии коронавируса оказалось на грани краха. А недавно ещё вполне преуспевавшие профессионалы – на то, что их отправили в неоплачиваемый отпуск или же попросту уволили.

Но судя по тому, что жалобы эти продолжаются уже много месяцев, а о голодных обмороках среди моих знакомых я не слышал, дела у них, видимо, идут хоть и хуже прежнего, но катастрофическим их положение тоже не назовешь. Все они, слава Б-гу, держатся на плаву.

И тут невольно задумываешься о том, как же мы привыкли к сытой и спокойной жизни и насколько оказались не готовы к жизненным испытаниям, если начинаем ныть при первых же трудностях. Которые, замечу, совершенно не сравнимы с трудностями, пришедшимися на долю наших дедов и родителей, переживших страшные годы Холокоста и сталинских репрессий, голода и военных лишений. Да и разве мы сами не прошли через тяжелые 80–90-е годы, когда многим из нас в буквальном смысле слова приходилось перебиваться с хлеба на чай?

Помнится, праотец наш Яаков после своего бегства в Харан дал обет, в котором были такие слова: «И даст Он мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы надеть». Обратите внимание: он не просит больше, чем необходимо. Но в результате спустя годы выходит из Харана с великим богатством. И вывод из этого напрашивается сам собой: Всевышний не любит нытиков, а вот тем, кто просит мало, Он как раз часто дает по максимуму. Эти строки мы читаем как раз на этой неделе, на которую приходится библейская глава «Ваеце».

Как-то мне довелось слышать лучшее, на мой взгляд, объяснение этих библейских строк: «Не надо бояться, если из всей еды у тебя остался только кусок хлеба, а из одежды – одна пара штанов. Ведь пока ты здоров, ты сможешь заработать и на еду, и на новую одежду. Куда хуже, когда у тебя в доме достаточно хлеба, но ты не можешь его есть, а в шкафу полно одежды, но у тебя нет сил встать с кровати, чтобы её надеть». Именно поэтому Яаков просит Небеса только о самом необходимом. Евреи хорошо усвоили этот урок праотца Яакова, и именно это помогало им выжить даже в самые тяжелые времена и, подобно Яакову, не раз начинать всё в жизни заново, буквально с «нуля». И нынешняя эпидемия послана нам для того, чтобы напомнить об этом уроке тем, кто его позабыл.

И бежавший в Харан скромняжка Яаков получил ночью в сакральном сне обещание, в котором, с сущности, предстает вся будущая история еврейского народа: «Земля, на которой ты лежишь, отдана тебе и твоему потомству. Твое потомство будет подобно земному праху, и ты распространишься на запад, на восток, на север и на юг. И станешь ты благословением всем племенам земным. Защищу Я тебя, куда бы ни шёл, и верну тебя в эту землю, ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню того, что обещал тебе».

Сколько же раз мы оказывались рассеяны по всем четырем сторонам света и приносили благословение другим народам? А сколько раз мы оказывались на краю гибели, но чудесным образом спасались от тотального уничтожения! Но самое главное – рано или поздно Он всё равно возвращал нас в ту самую землю, которую нам обещал.

И не случайно глава «Ваеце», начавшаяся с ухода Яакова из Земли обетованной, заканчивается после многих выпавших на его долю испытаний возвращением туда. Что бы ни случилось – мы возвращаемся. Рано или поздно. И это – тот самый случай, когда лучше поздно, чем никогда.

{* *}