Израиля в обрез
09.07.2021
09.07.2021
09.07.2021
Помню, как несколько лет назад я, подобно Винни-Пуху, отправился в гости, а попал в неприятное положение. Публика в доме наших друзей подобралась в тот вечер разношерстная, а было этот как раз в те дни, когда ЮНЕСКО объявила Хеврон и Иерусалим «объектами исторического палестинского наследия». И вот один из гостей начал вещать, что Израилю и в самом деле давно пора покончить с оккупацией палестинских земель и согласиться на «старые границы 1967 года», хотя его право даже на эти границы вызывает, дескать, глубокие сомнения.
– Даже если допустить, что еврейское государство со столицей в Иерусалиме и в самом деле существовало, ни в одном историческом источнике нет четкого обозначения его границ. А потому мы не можем сказать, какие земли являются еврейскими, а какие нет! – с безапелляционным апломбом заявил он.
– Ну почему же! – решил я вмешаться в разговор. – Границы Земли Израиля предельно чётко обозначены в Пятикнижии. И в целом они совпадают с границами современного Израиля, включая, разумеется, Иудею и Самарию.
– Чушь! Пятикнижие не может считаться историческим источником! – парировал он. – Но даже если и считать вашу Тору таковой, то в ней нигде чётко и однозначно не обозначено, в каких границах должно находиться еврейское государство!
– Ошибаетесь! Обозначено! – продолжал стоять я на своем.
– И где же? – с иронией посмотрел на меня оппонент. – Давайте попросим у хозяев Пятикнижие, и вы покажете нам это место.
Книга моментально нашлась. И будучи абсолютно уверен в своей правоте, я взял её в руки. И тут понял, что не помню, где именно в Торе указываются эти границы. Минута шла за минутой, я нервно листал страницы, но нужной мне цитаты не находил! Мой собеседник смотрел на меня торжествующе-победным взглядом. И это ещё больше выбивало меня из колеи, а затянувшееся ожидание работало против меня.
– Давайте уже сядем за стол! – сказала наконец хозяйка, чтобы разрядить атмосферу.
И все последовали её призыву. Сказать, что я чувствовал себя сконфуженным, значит, ничего не сказать. Это был один из немногих случаев, когда я вчистую проиграл спор, не сумев подкрепить свою позицию фактами. Но дело в том, что прав-то в том споре был все-таки я. И если вы откроете библейскую главу «Масей», которая читается на этой неделе наряду с отрывком «Матот», то найдете в ней предельно чёткое обозначение границ Израиля: «Когда придёте вы в землю ханаанскую, то станет она наследным уделом вашим. Южные рубежи будут у вас от пустыни Цин, что рядом с Эдомом. И пойдёт дальше южная граница от края Солёного моря и повернёт к Ступеням Скорпионов. И направившись к Цину, обогнёт она с юга Кадеш-Барнеа и, протянувшись к Хацар-Адару, достигнет Ацмона. От Ацмона же повернет к потоку Египетскому и выйдет к морю. И будет на западе границей для вас Великое море».
Все вышеперечисленные места хорошо известны географам и историкам. Ну, с Солёным и Великим морями – вообще всем понятно. Это Мёртвое и Средиземное моря. Пустыня Цин – это местность к юго-западу от Мертвого моря. Ступени Скорпионов – нагорье к юго-западу от него же. Кадеш-Барнеа – это не современный киббуц в Негеве, как думают многие, а Эйн-Кадис. «Поток Египетский» – это Вади Эль-Ариш – ручей, протекающий в северной части Синайского полуострова.
И так же чётко определены и другие границы. И когда вчитываешься в эти географические названия, трудно отделаться от ощущения, что эти строки Пятикнижия писались, глядя на топографическую карту с одновременной её разметкой.
Вот почему так нелепы все эти мифы о том, что евреи живут идеей создания великой империи от Нила до Евфрата – ничего нам не нужно, кроме этой узкой полоски земли между морем и Западным берегом Иордана. Мы даже не претендуем на ту территорию на восточном берегу реки Иордан, которую некогда занимали колена Реувена и Гада. Но и отказываться от какой-либо части нашего наследного удела, с каждой из которых столько связано в еврейской истории, мы, разумеется, тоже не собираемся.
Мы жили на этих землях и сохранили историческую память о них гораздо раньше, чем большинство народов планеты поселилось на той территории, которую сегодня они считают своей исконной землей. И никакие постановления ЮНЕСКО, утверждения лидеров Евросоюза и заявления иных почтенных организаций, а также тех, кто за ними стоит, не отменят этого факта.
В свое время Давид Бен-Гурион, подняв над головой Пятикнижие, сказал: «У меня есть только одно неотъемлемое доказательство нашего бесспорного права на эту землю, но его – более чем достаточно!» Так что, если кто-то когда-нибудь попытается в беседе с вами оспорить это право, смело открывайте Тору. А чтобы не опростоволоситься, как пару лет назад автор этих строк, ищите главу «Масей», 34-ю главу, стихи 1–12.