Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаил Блоков

Вождь по крыше

19.05.2022

Вождь по крыше

19.05.2022

В Израиле очередная война между «старенькими» и «новенькими»: первые не сдают квартиры вторым. Им не нравится, что «понаехавшие» не знают иврит!

Тут в Израиле широко обсуждали пост журналистки Кати Купчик, в котором она жаловалась, что ее отцу – новому репатрианту – не сдали квартиру, потому что он не знает иврит. «Я живу в Израиле 22 года, но с такой ксенофобией не сталкивалась давно, – негодовала она. – Люди, которые не говорили на иврите, построили и защищали эту страну. Люди, которые не знали иврит с рождения, прибыли сюда из разных стран и сегодня представляют Израиль во многих областях. Позор нам как обществу, что мы не избавились от такого явления, как презрение к новым репатриантам».

Но вообще-то, конечно, проблема тут не в новых репатриантах: для любого человека, будь он хоть сколь угодно «стареньким», снять квартиру в Израиле – это пройти все круги ада. Удобных сервисов по поиску жилья все еще нет, и на все, что хоть капельку лучше хибары, моментально претендуют десятки человек. При таком спросе риэлторы не утруждают себя ответами на звонки, а если и устраивают показы, то сразу в одно время для всех желающих. Но главная экзекуция – а иначе не назовешь! – все еще впереди. Ты должен доказать хозяину, что ты достоин его золотой – а в Израиле это почти буквально так – квартиры. И неважно, что там душ в шкафу, да еще и протекает!

Этот финальный шаг – разговор с хозяином – похож на интервью при приеме на работу. Ну, или на хождение по минному полю: никогда не знаешь, где рванет. Вот, казалось бы: ты одинок, имеешь работу, но не завел домашних животных – не все так плохо! Но израильский домовладелец обязательно спросит: «А почему это вы одиноки?» Одинокий – значит, перекати-поле: через год съедешь, а пока не съедешь, будешь приводить домой женщин и мужчин, как сейчас модно говорить, пониженной социальной ответственности. То есть всегда шум, вечеринки, жалобы соседей. «Ну, не-е-ет».

Объясняешь такому, что живешь тихо, ложишься рано, работаешь много. А он требует твои сведения о доходах за два года, долго их анализирует и ехидно интересуется: «А если работаешь много, чего давно зарплату не повышали? Значит, не очень-то ценят, да?» И вновь приходится оправдываться, что ценят и повысили бы, но пока не могут – кризис на рынке. Напоследок вроде хороший для тебя вопрос: «Домашних животных нет?» И ты радостно выдыхаешь: «Нет!» Но расслабляться рано: «А вот, наверное, потому и нет, что не хочешь брать на себя лишней ответственности! Ай-ай-ай, возраст-то уже не детский!» Короче, остаешься без квартиры.

Но сразу стоит сказать, что с абсолютно аналогичным допросом сталкиваются и люди семейные: «Давно женаты? А покажите рекомендации!» – и люди с домашними животными: «Прививки сделаны, штрафов за неубранные какашки нет?» Так что поверьте, незнание иврита – лишь одна из обидных вещей в списке причин для отказа. Просто у всех тех, кто обзавелся своим жильем в Израиле, какая-то громадная ксенофобия ко всем тем, у кого этого жилья пока что нет. Вот они и включают свою параноидальную подозрительность, усвоенную б-г знает с каких времен. Как в фильме «Паспорт» Данелии, в котором одна еврейская семья обязательно видела в каждом человеке тень КГБ.

{* *}