Деды и дети
25.11.2022
25.11.2022
25.11.2022
И через некоторое время тебе сообщают, какие народы и расы перемешались в твоей крови. А заодно – и о более-менее близких родственниках, живущих в различных странах мира. Появление и популяризация этого тестирования симптоматичны и неслучайны. Внешний антураж нашей жизни меняется столь стремительно, а технологические возможности так расширяются, меняя восприятие действительности, что рушатся привычные и освященные веками связи между поколениями даже внутри одной семьи.
Для моего поколения лучшими друзьями и самыми близкими людьми были бабушки и дедушки. И я сегодняшний сверяю свою жизнь по их ценностям. Но если у моих старших детей эта связь еще хоть как-то сохранилась, пусть и в ослабленном виде, то у младших её уже почти нет.
Мне крайне трудно даётся общение на равных с внуками, у которых свои интересы, любимые книги и увлечения. Я вижу аналогичные процессы между родителями и детьми. Очевидно, что этот межпоколенческий разрыв был всегда. Но если прежде он был линейный, то сейчас развивается по экспоненте. Более того – я вижу этот разрыв и между родными братьями и сестрами, меж которыми от силы 5–10 лет разницы. Но они теперь превращаются в разницу между поколениями.
Эта утрата связи с собственной семьей – с самыми близкими тебе людьми – вольно или невольно порождает чувство растерянности и одиночества, которое вряд ли компенсируется общением в социальных сетях. И потому у нас инстинктивно возникает потребность «бросить якорек» – зацепиться хоть за что-то. Необходимость ощутить, что ты не взялся в этом мире ниоткуда, что у тебя есть корни и в случае чего было кому произнести вечный пароль джунглей этой жизни: «Мы с тобой одной крови!».
Это верно по отношению к одному человеку и, безусловно, верно и по отношению к целым народам. Мы, евреи, осознавали это едва ли не с самого нашего рождения как народа. Нам всегда было понятно: чем глубже корни любого дерева уходят в почву, тем больше у дерева сил устоять под любым ветром и подниматься всё выше и выше к небу. И эти три наших «якоря» мы вспоминаем в каждой нашей молитве, когда благословляем «Б-га Авраама, Б-га Ицхака и Б-га Яакова».
И этому же – якорям и корням – посвящена библейская глава «Толдот», которую евреи всего миру будут читать в синагогах в эту субботу. Ведь слово «толдот» имеет в иврите два значения. Первое напрямую вытекает из его звучания: слово «лида» означает на иврите «роды», а слово «толдот», соответственно, – «порождения», «потомки» и даже «поколения». Но одновременно слово «толдот» означает «история», ибо что такое она, как не рассказ о жизни сменяющих друг друга поколений?
Поэтому, к слову, заложенные в главе «Толдот» концепты столько раз репродуктировались на последующие поколения. В тех же взаимоотношениях Ицхака с только что появившимися филистимлянами, по мнению наших мудрецов, закладывается модель наших взаимоотношений с другими народами на протяжении всей будущей истории человечества.
Напомним, что поначалу царь филистимлян Авимелех вроде бы привечает Ицхака и даже выдаёт охранную грамоту. «Тот, кто коснется этого человека и его жены, будет предан смерти», – объявляет своим подданным Авимелех. Но как только «Ицхак посеял зерно в той земле и получил такой урожай, что его вывозили на сто рынков», и «появились у него стада мелкого и крупного скота», то «стали филистимляне завидовать ему и завалили все колодцы, которые вырыли ещё во времена Авраама». «Ступай ты от нас, ибо ты стал слишком могучим», – напутствовал Ицхака в дорогу Авимелех.
Но разве не так всё происходило и в последующие тысячелетия?! Стоило евреям только начать преуспевать в том месте, куда их забросила историческая судьба, как это преуспевание мгновенно рождало зависть, лежащую в основе всех разновидностей антисемитизма. И в итоге антисемиты, вместо того чтобы использовать плоды рук и ума евреев на пользу своей стране, начинали «засыпать» отрытые евреями «колодцы» – что и было источником процветания! – а от евреев требовали убираться куда подальше.
Ицхак откопает тогда сделанные Авраамом колодцы. Но каждый раз это будет порождать новый конфликт между ним и другими народами – они будут отрицать права Ицхака на колодцы отца. И только в третий раз придёт Авимелех просить о мире. Оттого назовут эти колодцы: Эсек, Ситна и Реховот. А по-русски: Спор, Ненависть и Простор.
В этих распрях вокруг колодцев нашим мудрецам снова видится и общий сценарий человеческой истории, и сценарий борьбы евреев за Землю обетованную в конце времен: начинается всё с оспаривания самого нашего права на эту землю, затем спор переходит в откровенную ненависть, но и в итоге нашим врагам не останется ничего другого, как идти и просить нас о мире, ставя себе в заслугу зло, которое причинить нам ещё не успели. И только так можно отрыть третий колодец, как сказано: «И даст Б-г нам простор, и расплодимся мы в этой земле».