Царь воды
10.02.2023
10.02.2023
10.02.2023
Представьте теперь, что это не палаточный лагерь, а важнейшее культовое сооружение, построенное на отроге хребта на высоте ста метров над ближайшим источником воды. Причем в довольно засушливой местности, где с мая по октябрь вовсе не бывает дождя. А посещают это учреждение на регулярной основе сотни тысяч человек. И все они хотят пить.
Боюсь, вы вряд ли сочтёте идею такого строительства особо умной затеей. Но построил этот комплекс человек, слывущий мудрейшим из людей: мы говорим об Иерусалимском Храме, возведённом царём Соломоном.
Итак, исходные данные: под горой бьёт источник Гихон – и вполне естественно, что рядом с ним уже в древнейшие времена появляется поселение. Но Соломон-то строит Храм на горе. Точная высота: 109 метров над источником!
Теоретически можно предположить, что где-то там наверху был ещё один источник, о котором мы не знаем. Но что поделаешь, если следов такого источника никто найти не смог. А инженер Эрмете Пьеротти, проползший через все подземные трубы Старого города, нашел ещё всего один источник – у ворот Продавцов Хлопка. Но он слабенький и с непригодной для питья водой.
Остается сделать вывод, что Иерусалимский Храм в первые века своего существования обходился дождевой водой. Вообще, система сбора дождевой воды была очень развита в Древней Иудее: археологические раскопки свидетельствуют, что оштукатуренные изнутри ямы для сбора воды появляются в Святой Земле примерно в те же времена, когда вышедшие из Египта евреи начинают заселять страну. За хороший сезон набирали воды не только на все лето, но и на случай засушливой зимы.
Под поверхностью Храмовой горы спрятано множество полостей для сбора дождевой воды. Некоторые из них, например, изображенные на картине Симпсона – громадные и весьма древние. Одни, видимо, относятся к эпохе Первого Храма, а другие помладше – времён восстановления Второго Храма. Поскольку с конца XIX века ученым туда доступа практически нет, точно их возраст узнать сложно. При этом надо учитывать, что одна и та же яма могла быть высечена три тысячи лет назад, но с тех пор многократно расширена.
Упомянутые водосборные резервуары могли вмещать очень внушительные объёмы воды: два самых больших – около 20 тысяч кубометров. А было ещё более дюжины ям поменьше. Этого количества вполне хватало для функционирования Храма – до поры до времени.
Потребности в воде в храмовом обиходе были весьма многообразны. Ведь вопрос был не только в том, как напоить сотни служителей и многие тысячи паломников – особенно если мы говорим о праздничных днях. Помимо этого, каждый входящий в Храм должен был совершить омовение, а служители Храма – иногда по несколько раз в день. Священники должны были постоянно омывать руки и ноги, а использованную в храмовой службе посуду – а её было множество! – приходилось неизбежно мыть.
Но, пожалуй, самый большой расход воды требовался для поддержания чистоты в храмовом дворе. Ведь служение в Храме в те времена – это прежде всего жертвоприношения. А значит – множество зарезанных и разделанных животных и залитые кровью поверхности, которые надо постоянно мыть. При этом все авторы – и евреи, и эллины – подчеркивают невероятную чистоту в Храме. Ни одной мухи там не было! Чудо? Может быть. Но и инженерное чудо – тоже.
В Мишне подробно описывается, как достигалась такая чистота: затыкали дренажные отверстия и заливали весь двор водой. Смывали всю кровь – и открывали дренаж. Так же на флоте моют палубу. Но у матросов-то вокруг море, а дело было в Иерусалиме. И такой системой водоснабжения, особенно при бурном росте населения города, начавшемся во II в. до н. э., сбором дождевой воды было уже никак не обойтись.
Поэтому цари хасмонейской династии принялись за грандиозное строительное мероприятие – водопровод в Иерусалим. Мы не знаем точно, кому конкретно из царей приписать эту заслугу. Принято называть Ирода, но, похоже, он только завершил и довёл до совершенства это инженерное чудо.
Источником воды послужили бесчисленные родники в районе Хевронских гор – вблизи Бейт-Лехема и нынешнего Гуш-Эциона. От них были построены несколько водопроводов, которые собирали воду с гор в громадные водосборники, прозванные «бассейнами Соломона». Их расположили между Бет-Лехемом и поселением Эфрат. Когда англичане в начале 1930-х годов замерили, сколько воды собирается в эти бассейны, получилось 360 тысяч кубометров в год – и это были еще довольно засушливые годы.
Строительство этих бассейнов и сбор воды в них – достаточно сложная инженерная задача для тех времен. Но не такая уж невероятная, поскольку родники расположены ощутимо выше бассейнов Соломона, а водопроводы в целом проложены по руслам естественных ущелий. Однако вот вторая часть системы – водопроводы от бассейнов Соломона до Иерусалима – превращает её в одно из чудес света.
Во-первых, никаких насосов – вода течёт только под действием силы тяжести! А значит, 21 километр труб надо было спланировать и проложить по извилистому маршруту в горной местности таким образом, чтобы они спускались очень плавно – ведь перепад высоты водопровода всего 30 метров: от 765 метров над уровнем моря в начале до 735 метров в конце. Несложный тригонометрический расчёт показывает, что уклон составляет меньше чем 0,1°. Ну кто из нас возьмётся проложить не трубу, а хотя бы веревку с таким уклоном по горному ущелью?
Отдельное инженерное чудо – это туннели. Пришлось пробить целых два по пути водопровода. Самый сложный из них – в иерусалимском районе Армон а-Нацив: 400-метровый туннель был пробит на глубине 43 метра!
Однако существует версия, что этот водопровод был построен, возможно, даже раньше бассейнов Соломона, поскольку у его начала есть родник – Эйн-Эйтам, отдельно упоминаемый нашими мудрецами как источник воды для Храма.
Но помимо этого водопровода был построен и второй! От бассейнов Соломона к бассейну Мамилла, находившемуся недалеко от Яффских ворот. Маршрут его короче первого, но тоже не игрушки – 14 километров. А бассейн Мамилла, в свою очередь, обеспечивал водой располагавшийся неподалеку дворец Ирода. А заодно – и более высокую часть Иерусалима, составляющую сейчас Старый город.
Похоже, что первый водопровод проложили хасмонейские цари, а заслугу строительства бассейнов вполне можно отнести на имя Ирода. Но второго водопровода – идущего в его дворец – Ирод, видимо, не дождался. Он только начал его строить, а закончили его уже римские прокураторы, в том числе и небезызвестный Понтий Пилат.
В последующие две тысячи лет водопровод требовал постоянного ухода и охраны. Прежде всего – от крестьян, которые вполне ожидаемо норовили подключиться к нему, где только возможно. В одни эпохи водопровод успешно работал, но иногда на целые века приходил в негодность. Много раз заменяли трубы: каменные на керамические, а керамические на железные. Последний раз приводили водопровод в порядок англичане в 1924 году, но по мере развития более современных способов водоснабжения Иерусалима значение древнего водопровода снижалось. Пока он и вовсе не перестал работать. А местами даже не сохранился: его «перерезали» новые магистрали жизни – современные иерусалимские улицы.