Ложь с языка
21.04.2023
21.04.2023
21.04.2023
Лично я горячо поддерживаю эту идею, но с одним дополнением: к ведущим таких шоу надо тоже прикреплять детектор. Лишь начнут завирать – и сразу детектор будет кричать: «Лжешь! Лжешь! Лжешь!». Боюсь только, что детектор будет «пищать» без перерыва, поскольку в последнее время и СМИ во всём мире, и социальные сети буквально залиты фейками самого разного рода. И это тем более странно, что именно в наши дни любая информация вроде бы легко проверяется.
Но согласно библейским отрывкам «Тазриа» и «Мецора», которые будут читать в синагогах в эту субботу, евреям на заре нашей истории вовсе не нужно было прибегать к детектору лжи, до создания коего оставалось еще тридцать с лишним веков. Просто на теле, одежде и даже доме человека, позволившего себе ложное обвинение в отношении другого, появлялась язва, называемая «цараат».
Обычно это слово переводят, как «проказа». При этом абсолютно все комментаторы Пятикнижия подчеркивают, что никакого отношения к одноименному страшному заболеванию эти «цараат» не имеют. Речь, мол, идёт не о естественном, а сверхъестественном явлении – своего рода знаке на теле, призванном указать окружающим: вы там с ним поосторожнее, соврёт – недорого возьмёт. Такого человека в библейские времена объявляли «нечистым» и удаляли из «стана», то есть из общественного пространства. И лишь после покаяния и очищения ему разрешалось вернуться обратно в общество.
Что-то в этом, конечно, есть. Но признаюсь, сколько бы я ни перечитывал эти отрывки Пятикнижия, я не могу заставить себя поверить в сверхъестественный характер этой проказы. Мне всё кажется, что комментаторы в погоне за чудесами немного намудрили, и речь явно идет о той же проказе. Ну, или какой-то другой кожной болезни.
Однако даже такой законченный рационалист, как Маймонид, а не только склонный к мистике Нахманид, настаивал, что эти «цараат», появлявшиеся у евреев, пока стоял сначала переносной, а потом и Первый Иерусалимский храм, были сверхъестественным наказанием за распускание ложных слухов и сплетен.
Что мне, старому скептику, в этой ситуации остаётся делать под гнётом мнений столь великих авторитетов? Наверное, лишь невольно позавидовать жизни в том обществе, где ложь сразу же видна.
Но злословие и в самом деле далеко не случайно считается настолько тяжёлым грехом, что приравнивается, согласно еврейскому закону, к трём самым тяжким: убийству, кровосмешению и идолопоклонству. Напомню, если кто забыл, что за эти три полагается смертная казнь. И злословие оказывается с ними наравне – пусть не по наказанию, но по действию.
Дело в том, что сам человек очень редко осознаёт, что его ложь отравляет жизнь другим людям. И слабо представляет, до какой беды может довести даже самая мелкая ложь. Но я в силу профессии не раз и не два убеждался, что разрушительная сила лжи по мощности вполне сравнима с атомной бомбой.
Я много раз был свидетелем, как искусная, изготовленная по всем канонам политтехнологий ложь оболванивала и ослепляла огромные массы людей. Я видел, как с помощью откровенной клеветы рушились политические, научные и деловые отношения. А иногда и семьи. И мысль, что ложь убивает, для меня отнюдь не метафора – за свою журналистскую карьеру мне приходилось быть свидетелем и такого. Так что Грибоедов был прав, выводя поэтическую формулу: «Ах, злые языки страшнее пистолета!»
И потому неудивительно, что в любой синагоге, да и во многих еврейских домах вы можете найти книгу «Хафец Хаим», показывающую всю опасность сплетен и злословия. Название можно перевести на русский как «Жаждущий жизни». И это название книги стало со временем нарицательным именем её автора – выдающегося раввина Исраэля-Меира а-Коэна, хотя помимо этой книги он оставил нам немало других выдающихся трудов. Но нет – именно этой книгой он вошёл в еврейскую историю.
* * *
И ещё необходимо подчеркнуть, что именно в этих библейских отрывках – пусть наши мудрецы и настаивают, что описываемая язва порождается не медицинской, а моральной проблемой – закладываются основы отношения к инфекционным заболеваниям и медицины в целом. В том числе и правила карантина, изоляции носителя и дезинфекции с целью остановить распространение заболевания в обществе.
И эти введённые три с половиной тысячи лет назад в Пятикнижии нормы сохраняют своё значение во время борьбы с любой эпидемией – с древности до наших дней. И нам, разумеется, напоминать об этом не нужно – мы все недавно пережили эпидемию коронавируса и хорошо помним, что такое локдаун и изоляция. Хотя споры о том, насколько эти меры были необходимыми, продолжаются до сих пор, но Тора говорит: были необходимы! И я убежден, что ей следует верить.