Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Израиль по спирали

28.07.2023

Израиль по спирали

28.07.2023

Что привлекает в иудаизме молодых московских поэтесс, пытался разобраться наш корреспондент.

«В принципе, меня привлекает иудаизм. В нём много правильного и полезного! – сказала мне молодая и талантливая московская поэтесса, которую я недавно принимал у себя дома в субботу. – Но в то же время, согласитесь, в еврейской ортодоксии очень много архаичного и даже наносного. Взять, к примеру, эти чёрные коробочки с ремешками, которые вы надеваете по утрам. Ведь о них ничего не сказано в Торе!»

Возложение этих самых коробочек, называемых тфилин, как раз является прямой заповедью Торы: «И повяжи эти слова как знак на руку свою, и будут они знаками меж глазами твоими». Более того, повеление об этом включено в нашу главную молитву «Шма, Исраэль!» – «Слушай, Израиль», ставшую за три с половиной тысячелетия своего рода национальным паролем еврейского народа.

Понимая, что поэтесса совершенно не виновата в незнании таких фактов, а вот её искренний интерес к религии своих предков как раз заслуживает всяческой похвалы, я ей это объяснил. А вспомнил я сейчас об этом потому, что часть этой молитвы содержится в библейском отрывке «Ваэтханан», который евреи будут читать в синагогах в эту субботу.

И есть в нём другие слова. «Храните и исполняйте законы эти, потому что в них мудрость ваша и разум ваш перед глазами всех народов. Услышав обо всех этих установлениях, они воскликнут: “Сколь мудр и разумен этот великий народ!” Есть ли еще такой народ, у которого установления и законы были бы столь справедливы, как это Учение, которое я даю вам сегодня?» – говорит Моисей.

Установления и законы – казалось бы, масло масляное. Зачем в лаконичном и таком сухом на каждое слово тексте Пятикнижия нужен этот повтор? Но дело в том, что все законы Торы, по большому счёту, делятся на два вида: «мишпатим» – социальные законы, логика которых ясна и необходимость соблюдения вполне объяснима с рациональной точки зрения, и «хуким» – «установления», не всегда поддающиеся рациональному объяснению.

И вот таких «хуким», вызывавших во все времена недоумение, а порой и отторжение у других народов, в Торе и в самом деле немало. Возложение тфилин – лишь один из таких примеров. Но почему-то с точки зрения Моисея и эти странные законы должны были привести другие народы к мысли, что мы являемся «мудрым», «разумным» и даже «великим» народом.

Но самое интересное, что ведь это – правда! Даже самые яростные антисемиты никогда не отказывали нам в уме и житейской мудрости, да и не отрицали величия еврейского народа, хотя и не решались произнести такое вслух. И выдающийся комментатор Пятикнижия дон Абарбанель, объясняя слова, что законы Торы являются «мудростью нашей и разумом нашим» в глазах остального человечества, отмечал следующий психологический феномен: всё чуждое и непонятное не только отталкивает и отпугивает людей, но и невольно вызывает у них интерес – так уж мы все устроены.

И потому, сталкиваясь с иррациональными заповедями Торы, другие народы невольно начинают наблюдать за евреями. И когда они видят, что соблюдающие все эти странные заморочки евреи вполне преуспевают в жизни и строят крепкие и счастливые семьи, то невольно начинают осознавать, что между следованием вот этим, казалось бы, «нелепым» заповедям и благоволением Небес есть явная связь. И уже затем понимают, что и другие – вполне понятные и объяснимые – законы, которым следуют евреи, являются столь справедливыми, что у них стоит поучиться.

И ведь учились же! Я сейчас даже не о том, что многие еврейские законы перешли в «дочерние» для иудаизма религии – христианство и ислам. Я про жизнь. Мне вдруг вспомнилась Ирка – наша соседка по дому, моя ровесница, в квартире которой всё её детство полыхали пьяные скандалы между родителями. В 18 лет она вышла замуж и исчезла со всеобщего горизонта. А лет 10 спустя я случайно её встретил на улице. На вопрос, как дела, она ответила, что всё замечательно: любящий муж, двое детей. «И кстати, передай привет своим родителям, – добавила она. – Знаешь, я в детстве смотрела, как твои предки между собой общались, и построила отношения с мужем по их образцу. И счастлива!»

Но есть в главе «Ваэтханан» и не такие благостные, а напротив, очень горькие для нас слова и предсказания. «Когда родятся у тебя дети и внуки и, состарившись на земле, развратитесь вы, то, призываю вам в свидетели небо и землю, быстро исчезнете вы из страны этой. И рассеет вас Г-сподь среди народов».

Можно, конечно, сказать, что это страшное пророчество уже сбылось в прошлом. И даже дважды. Но в наши дни, когда евреи в Израиле снова грызутся друг с другом, а в обществе поселилось горькое чувство, что мы всего за 75 лет существования еврейского государства «состарились» на своей земле и растеряли те идеалы, которыми жила страна в период своей «молодости», невольно возникает опасение, что данное пророчество Торы может сбыться ещё раз.

В то же время глава «Ваэтханан» всегда читается в первую субботу после Девятого ава, называемую «суббота утешения», то есть она неминуемо должна нести в себе заряд надежды. Названа она «субботой утешения» в честь дополнительного отрывка из книги Пророков, который также читается в эту субботу в синагоге. В этом отрывке повествуется о пророчестве Иешаягу, в котором он предвидит возвращение евреев в свою землю. «Утешайте, утешайте народ Мой. Расчищайте божественный путь – дорогу в Иерусалим, ибо по ней будут возвращаться изгнанники».

Можно сказать, что это пророчество также уже дважды сбылось. Но хочется и в самом деле верить, что мы сделали должные выводы из уроков прошлого и соскочили с этой идущей по кругу спирали, а нашим потомкам не придётся произносить банальную фразу, что история снова повторяется.

{* *}