Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Имя наизнанку

11.08.2023

Имя наизнанку

11.08.2023

Что значат еврейские имена и почему они разворачиваются своей обратной стороной, объясняет наш колумнист.

«На примере нашей семьи я не раз убеждался, что человек зачастую бывает полной противоположностью своего имени, – сказал, уже изрядно выпив, мой дальний родственник Даник. – Возьми нашу двоюродную тетю Шейну. Как ты знаешь, на идише это имя означает “красавица”. Но внешне более непривлекательной женщины я в жизни не встречал! И при этом она была душа-человек, да будет ей земля пухом! А наша тетушка Гитл, что означает “хорошая”?! Кто-то за этим столом может сказать об этой патологической интриганке хоть что-то хорошее?! И наконец, моя бабушка Броха! В переводе её имя означает “благословение”. Но она любила и умела проклинать так, как больше никто не мог!»

Потом Даник ещё выпил, помолчал и добавил:

«Хотя, с другой стороны, чёрт его знает. Помнишь, как однажды она в сердцах пожелала своему родному внуку Боре, чтобы тот попал под трамвай и его разрезало на кусочки, да так, чтобы он потом полгода мучился, пока придет в себя? Так вот, Боря ведь в девяностых, когда бабы Брохи уже не было в живых, и в самом деле упал в Питере с перрона метро под поезд. Говорили, то ли случайно, то ли под напором толпы – тёмная история. Есть даже версия, что его туда специально столкнули, так как он сильно поцапался с беспредельщиками! Так вот, врачи его тогда собирали буквально по частям. И из больницы Борька вышел только через полгода. Да, в инвалидной коляске, но ведь вышел! Так что иди знай, что это тогда было: проклятие или благословение?!»

Я вспоминаю эту историю каждый раз, перечитывая библейскую главу «Реэ», а ведь именно её будут торжественно оглашать в синагогах в ближайшую субботу. А всё потому, что начинается она следующими словами: «Смотри! Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение – если будете внимать заповедям Б-га. И проклятие – если сойдете с пути, который я указываю вам сегодня, и пойдете за чужими богами».

На первый взгляд, всё просто: Моисей накануне ухода из этого мира напоминает еврейскому народу условия его договора с Небесами. Сделка есть сделка, не правда ли? Но только вчитываясь в эти слова, понимаешь, что речь идёт всё о том же фундаментальном законе мироздания – единстве и борьбе противоположностей. И это не сделка, а скорее, инструкция по использованию: соблюдаешь прописанные в ней правила – и получаешь благословение, а если нарушаешь инструкцию, то тебя может ненароком шандарахнуть его полной противоположностью – проклятием. Причем одно может заключать в себе второе и перетекать друг в друга как в некой воображаемой ленте Мебиуса.

Лет десять назад автор этих строк был в командировке в Германии и застрял там как раз на субботу, в которую читается глава «Реэ», а днём меня попросили выступить в синагоге. К тому времени я уже успел познакомиться с жизнью еврейской общины сразу в нескольких немецких городах, и не буду скрывать, увиденное мне не очень понравилось. И многие русскоязычные немецкие евреи потом ещё долго присылали мне гневные отклики на опубликованный после возвращения мой очерк о Германии.

Прежде всего, меня оттолкнуло явное стремление переехавших в Германию моих соплеменников, с одной стороны, пользоваться всеми выгодами, которые предоставляет эта страна еврейским общинам, а с другой, как можно дальше убежать от своего еврейства и стать даже большими немцами, чем сами немцы – в том числе по культурно-религиозному сознанию.

Поэтому в своем выступлении я заострил внимание слушателей на следующих словах этой главы: «Не обращайся к их богам, говоря: “Как эти народы служат своим богам, так и я буду служить им”». Я говорил о чертах, которые я считаю неприемлемыми для еврея, и с чем, на мой взгляд, нужно в себе бороться. Просто потому, что я был одним из них и хорошо знал, что это такое – очарование чужой, но по сути дела, если присмотреться, языческой культурой. А ведь именно она сегодня правит бал не только в Германии, но и вообще в Европе.

Не было у меня в детстве более любимой книги, чем «Мифы Древней Греции» Куна. Был в моём раннем отрочестве период, когда скандинавские мифы об Одине, Торе и грядущем Рагнареке зачаровывали меня куда больше, чем любая другая литература. Да, безусловно, как и все нормальные люди, я понимал, что это не более чем мифы, и вряд ли бы стал от чтения этих увлекательных книжек язычником. Но вольно или невольно языческие сознание и ценности оказывали влияние на формирование моего мироощущения – особенно с учетом почти полного отрыва на тот момент от всего, что связано с еврейством.

И предупреждая об опасности язычества, Моисей неслучайно напоминает евреям тут же и о законах кашрута, и о главных еврейских праздниках: Песахе, Суккоте и Шавуоте. Всё это – краеугольные камни, которые и делают нас «особенным» народом, отличая наш образ жизни от образа жизни других народов мира.

Но в этом году при перечитывании отрывка «Реэ» меня зацепили и другие слова: о категорическом запрете евреям приносить жертвоприношения в любом месте, где вздумается, как это опять-таки делают все народы. «Но только к месту, которое изберет Б-г, обращайтесь и туда приходите. И туда приносите свои жертвы». И само слово «место» повторяется в этой главе вновь и вновь, хотя локация его пока никак не раскрывается. Это сегодня мы знаем, что речь идёт о горе Мориа, на которой воздвигли Иерусалимский Храм, а его строительство являлось – и остаётся сейчас – в принципе главной национальной задачей нашего народа. Но ведь современникам Моисея это было неизвестно – им ещё только предстояло завоевать Землю Израиля и искать в ней то самое «место» или же откровения Свыше о том, где именно оно находится.

Но, похоже, знание о месте – это единственное, что отличает нас от наших далёких предков. С грустью вспоминаю, как в том нашем могучем государстве на 73-м году его существования – уже после смерти царя Соломона – случился такой внутренний раздор, что оно раскололось на два отдельных государства: Иудею и Израиль. Сегодня, на 76-м году существования Израиля, снова гремят призывы к такому «внутринациональному разводу» и даже предлагаемые названия для двух государств, которые звучат так же, как и тогда.

Получается, что история повторилась: стоило евреям завершить поиск общенациональной идеи и реализовать поставленную задачу по возрождению и строительству сильного государства, как они снова оказались в неком духовном и интеллектуальном тупике. И именно этот тупик – а не политические и идейные споры – и является подлинной причиной того кризиса, который переживает сегодня еврейское государство.

И лично я верю, что выход из него возможен только на основе объединения всех противоборствующих сил нашего народа вокруг наших общих национальных ценностей, основой которых, как ни крути, была и остается Тора. Создание и нынешний расцвет Израиля – это, безусловно, явное свидетельство благословения Творца. Но как бы в силу все той же еврейской диалектики это благословение не обернулось проклятием – пусть и затем, чтобы потом снова стать благословением.

{* *}