Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

В яму по-братски

22.12.2023

В яму по-братски

22.12.2023

Многие читатели наверняка помнят замечательный советский мультик с названием «В стране невыученных уроков», но всю глубину его я начал осознавать только с годами: ведь, в сущности, большинство стран на свете – это «страны невыученных уроков».

В том смысле, что не в состоянии учиться даже на собственных ошибках и продолжают с невероятным упорством наступать на одни и те же грабли. И мы, евреи, тут, увы, не только не исключение, но скорее наоборот – наилучший из подтверждающих это правило примеров. А современный Израиль – это вообще, пожалуй, его квинтэссенция.

И даже сейчас, когда у меня мысленно стоят перед глазами лица находящихся в плену у ХАМАСа и павших на войне с ним наших ребят и девчат – ничего не поделаешь: война отодвинула на задний план все остальные мысли и чувства, – я всё равно не могу забыть картину, имевшую место до начала войны. А именно – раскол страны на два непримиримых лагеря. А на все попытки здравомыслящих людей это остановить – «Опомнитесь! Мы все – братья!» – в ответ следовало резкое: «Мы вам не братья!»

Лично у меня нет никаких сомнений: этот раскол столь значимо ослабил и Израиль, и весь еврейский народ, что это в итоге и вдохновило наших врагов на чудовищную атаку 7 октября. И лишь после жуткого нападения на нас постепенно стало возвращаться ощущение братства и единства судьбы. Еще очень хрупкое – я бы даже сказал настороженное, – но вместе с тем удивительно захватывающее, почти восторженное ощущение.

Именно с этого – с примирения между братьями – и начинается библейская глава «Ваигаш», которую евреи всего мира будут читать в синагогах в эту субботу. Иосиф, брошенный когда-то братьями в яму. Иосиф, уведенный в рабство с молчаливого согласия братьев. Без всяких попыток с их стороны это порабощение остановить. И вот этот Иосиф, поднявшийся до должности правителя Египта – крупнейшей сверхдержавы того времени, – стоит неузнанный перед своими братьями, пришедшими к нему за хлебом, и требует оставить ему в качестве залога младшего из них – Биньямина.

Таким образом, Иосиф поставил братьев в ситуацию, очень напоминающую ту, которая привела когда-то его самого в рабство. И Иегуда, бывший некогда инициатором этой подлости против Иосифа, теперь неожиданно умоляет его оставить в качестве заложника вместо Биньямина себя: «Ибо как я взойду к своему отцу, если его со мной не будет?!» То есть теперь этот Иегуда сам готов пойти в рабство вместо младшего брата.

Более того – из контекста его речи следует, что и он сам, и остальные братья готовы драться с Иосифом и его слугами, но не допустить обращения в рабство Биньямина. Да, это звучит смешно и безумно – одиннадцать братьев против правителя главной мировой державы, но именно это становится для Иосифа окончательным доказательством, что братья раскаялись в совершенном по отношению к нему преступлении и не допустят подобного вновь.

И становится понятным, зачем Иосиф устраивал все эти игры с попыткой пленения Биньямина – он просто хотел посмотреть, как поведут себя братья, снова попав в аналогичную ситуацию. И только тогда он открывается перед ними: «Я – Иосиф, ваш брат, которого вы продали в Египет!»

И в этом, к слову, заключён ответ на вопрос, сколько ещё Израиль будет воевать в Газе? Мы никуда не уйдем и не прекратим войны, пока не будут освобождены все взятые в плен наши братья и сестры – подобно тому, как Иегуда с братьями не собирались никуда уходить без младшего – Биньямина.

Но показательно то, что конкретно говорит Иосиф своим братьям, с ужасом ожидающим, каким же именно способом он поквитается с ними за прошлое. «Не горюйте и не печальтесь, что продали меня сюда – ведь это Всевышний ещё предопределил прежде и отправил меня сюда ради вашего же выживания. Он послал меня, чтобы уцелели вы на земле – выжили и стали многочисленны», – говорит примирительно Иосиф.

А слова «Я – ваш брат», произнесённые в самом начале, означают, что мы остаемся братьями, несмотря на все раздоры и обиды, которые между нами были в давнем и недавнем прошлом. Ибо братство неотменимо, так же как неотменимо материнство или отцовство. И это – лучший ответ тем, кто совсем недавно кричал: «Мы вам не братья!»

А главный посыл слов Иосифа – это ответ тем, кто пытается разобраться в причинах нынешних событий в Израиле и вокруг него. И нельзя не увидеть в происходящем направляющую руку Небес, какое-то Высшее провидение, целью которого было вывести еврейский народ на некий новый этап развития – подобно тому, как попадание Иосифа в плен и рабство привело его, а затем и всю семью в Египет, в горниле которого нам и предстояло в итоге стать нацией.

Мы можем только гадать, к чему нынешний, связанный со столькими горькими потерями этап в итоге нас приведёт, но мне хочется верить, что в итоге мы как нация выйдем из него еще более сильными, чем прежде. Главное – сделать нужные выводы из всего случившегося и не застрять в стране невыученных уроков, что, кстати, если вы помните, и грозило герою мультфильма Вите Перестукину.

Любопытно, что главный раввин Великобритании, лорд Джонатан Сакс, да будет благословенна память о нём, видел в этой главе еще и беспрецедентный урок лидерства. Ведь общаясь с правителем Египта, требуя от него освобождения брата, Иегуда проявил себя как подлинный лидер будущей нации, достойный того, чтобы именно от него произошел будущий Мессия. А произошедшее от него колено Иегуды, одно из немногих чудом уцелевшее во всех передрягах еврейской истории, составит – что показательно: вместе с коленом Биньямина, право на свободу которого Иегуда так отстаивал! – большую часть еврейского народа. Да и само имя Иегуды станет в итоге ещё одним названием еврейского народа: «йегудим» – иудеи.

И он ведь был отнюдь не ангелом, наш праотец Иегуда. Достаточно уж того, что бросил брата в яму. Не говоря уж об особенностях его отношений с женщинами. Но и любой крупный бизнесмен, политик или просто значимый деятель, как и всякий человек, неминуемо допускает ошибки и промахи, которые в силу его влияния могут порой больно отражаться на судьбе корпораций, стран и народов. Но подлинным лидером он становится лишь в том случае, если умеет публично признавать эти ошибки и делать из них правильные выводы, принимать решения и брать за них полную ответственность – как это и сделал Иегуда, когда «ваигаш» – подошёл, отсюда и название нашей главы – к Иосифу.

Так что давайте учиться на ошибках прошлого, чтобы хотя бы нашим детям и внукам не пришлось снова жить в стране невыученных уроков.

{* *}