Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Народ, да не тот

01.03.2024

Народ, да не тот

01.03.2024

В давние времена, учась в университете, я раз в неделю вместе с другими однокурсниками проводил целый день на «военной кафедре» – чтобы вместе с дипломом получить ещё и звание лейтенанта запаса.

Утро дня на военной кафедре начиналось со строевой подготовки, во время которой мы учились ходить в ногу и «тянуть носок». И спустя час таких упражнений на плацу нам следовало пройти строевым шагом мимо принимавшего этот «парад» начальника кафедры. И лишь затем в аудитории.

У студенческого взвода, к которому я был причислен, со строевой подготовкой в принципе было всё хорошо. Но эту общую картину портили два человека: я и горский еврей – студент библиотечного факультета Якуб Авшалумов. Как мы ни старались – всё равно не шли в ногу с остальными.

Наконец наш командир – кстати, вполне милый и интеллигентный человек, подполковник Мамедов – вывел меня и Авшалумова из строя, чтобы потренировать отдельно. «Левой! Левой! Левой!» –бодро командовал он поначалу. Но по ходу нашего с Якубом марша лицо подполковника странным образом менялось.

Сначала оно было задумчивым – словно ему дали попробовать какое-то диковинное новое блюдо, и он никак не может понять, нравится оно ему или нет. Затем его лицо совершенно размякло, и на нём прорисовалось какое-то очень чистое, совершенно по-детски искреннее изумление. Эту картину усиливали его глаза, округлившиеся до величины чуть ли не мячиков для пинг-понга.
– Как это возможно? – наконец прошептал Мамедов. – Вас же всего двое – и вы идёте не в ногу!

Вспомнил я эту историю, так как в эту субботу во всех синагогах мира будут читать библейскую главу «Ки Тиса», в начале которой неожиданно выясняется, что евреев, в отличие от других народов, пересчитать «по головам» нельзя. Вместо этого требуется изобретать сложную процедуру подсчёта с помощью монетки.

«Когда будешь ты пересчитывать сынов Израиля… пусть каждый проходящий, чтобы быть исчисленным, даст половину шекеля. Эта половина шекеля – дар Всевышнему. Всякий, кто подлежит пересчету, пусть его принесёт. Богатый не должен давать больше, а бедный – меньше. Каждый – половину шекеля», – получает Моисей указание Свыше.

Не было ещё комментатора Пятикнижия, который бы не задался вопросом, почему евреев нельзя было посчитать по головам? И ответы давались самые различные: от не очень устраивающего меня мнения «чтобы не сглазить» до абстрактных философских размышлений о том, что евреи никогда не были однородной толпой, поскольку каждый из нас – личность, обладающая собственной ценностью.

Но лично мне очень импонирует версия бывшего главного раввина Великобритании лорда Джонатана Сакса, да будет благословлена память о нём, который напоминает, что обычно перепись населения проводится для определения реальной экономической и военной мощи народа. Чем больше народ – тем большую армию он может выставить и тем больше налогов заплатить.

Однако евреи – очень маленький народ. Численность всех живущих в мире евреев меньше статистической ошибки, которая возможна при пересчёте китайцев или индийцев. Так было и в древности, так это остается по сей день. И если определять силу евреев по их статистической численности, то у наших врагов неминуемо возникнет уверенность, что они с легкостью могут нас уничтожить – просто за счёт количественного перевеса.

Но помимо количества, существует ещё и качество. И если измерять нашу мощь, скажем, через внесённый нами вклад в копилку условного Храма мировой цивилизации – а эти собранные шекели, кстати, как раз и шли на обслуживание Иерусалимского Храма, – то выходит, что мы значительно мощнее куда более многочисленных народов.

Перечитывая на днях эти комментарии раввина Сакса, я вновь подивился их мудрости. К примеру, сегодня в Израиле проживает чуть больше 7 млн евреев, тогда как в соседней Иордании – более 11 млн человек. В Сирии – 21 млн, а в Египте – так вообще почти 110 млн арабов. А уж о том, сколько всего арабов живет в мире, я даже не говорю.

Не сравниваю и размеры территорий Израиля и вышеназванных стран – тут явно подходит сравнение слона и моськи. И даже не моськи, а самой маленькой собаки из породы чихуахуа, размер которых в холке едва достигает 10 см. И любопытно наблюдать, как весь мир сейчас осуждает «агрессию» этой самой чихуахуа, посмевшей заявить, что не даст безнаказанно себя кусать и уж тем более съесть!

Но думаю, что есть еще одна причина, по которой евреев нельзя считать «по головам». Дело в том, что это просто физически невозможно сделать – выстроить всех евреев, заставить их замереть на месте по стойке смирно и начать считать. И уж тем более вести счёт идущим по пустыне – потому что мы просто не умеем ходить в ногу и строем. Воевать – пожалуйста! Но ходить строем – не для нас.

Также наивно ожидать от еврея, чтобы он думал, говорил и делал, как все. Не получится у него это, даже если он будет очень стараться! И причина этого, как мне кажется, в одной очень старой истории, уроки которой крепко засели в нашу генетическую память. Я имею в виду историю про золотого тельца, о которой также повествуется в этой библейской главе.

Обычно эту историю используют в искажённом виде и трактуют фразу «евреи поклоняются золотому тельцу» в том смысле, что для еврея, мол, нет в мире ничего дороже золота, и ради денег он готов на всё. Но если прочесть эту историю в самом Пятикнижии, то выходит, что совсем наоборот.

Измотанные многими днями в пустыне евреи, сбившиеся со счёта в ожидании Моисея и решившие, что он погиб, потребовали от его брата Аарона явить им новое божество, которое выведет их из этих песков. «Тогда снял весь народ золотые серьги с ушей своих и отдал их Аарону. И отлил он из этого золота тельца», – гласит библейский текст.

Если бы в природе евреев было так трястись над своим золотом, разве бы они отдали его с такой лёгкостью? Причем сказано «весь народ» – то есть и мужчины, и женщины. Делать из этого эпизода выводы о стяжательстве евреев могут лишь самые злостные антисемиты, готовые всё на свете вывернуть против евреев. А вот обвинение в фанатизме напрашивается само собой!

Так что история о золотом тельце – не про поклонение евреев золоту и богатству. Напротив – она о том, что ради некой нередко совершенно ложной и опасной идеи евреи готовы очертя голову пожертвовать собственным благополучием, а иногда и самой жизнью. И история, к сожалению, знает немало тому примеров: именно евреи, увы, были главными проводниками и движущей силой многих общественных революций, плоды которых не так однозначны. А когда наступает отрезвление, то уже поздно: дрова-то уже наломаны, костер разожжен и телец из него вышел.

И в такой драматической ситуации в Пятикнижии нам явлено два типа лидерства. Первый из этих типов олицетворяет Аарон, который сам лично не согласен с требованием людей изваять золотого тельца, понимая всю степень падения народа и осознавая катастрофические последствия этого шага, но всё же идет на поводу у толпы. Второй тип лидера являет Моисей, который находит в себе силы встать напротив беснующейся толпы и сказать «нет» поползновениям, которые чреваты гибелью нации. И наблюдая за тем, что происходит сегодня в Израиле, я всё больше восхищаюсь подвигом Моисея, который смог сказать толпе «нет».

{* *}