Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Под одну клеёнку

05.07.2024

Под одну клеёнку

05.07.2024

Я оканчивал самую обычную советскую школу в 1980 году – на самом пике эпохи застоя. Каждое утро у дверей школы нас встречал один из учителей с лысой, как бильярдный шар, головой и тщательно осматривал, как мы выглядим.

И начиналось: «Зачем такие длинные волосы отрастил? Марш в парикмахерскую! Пока не пострижешься, как человек, чтобы ноги твоей в школе не было! Кто разрешил прийти в школу в брюках клёш?! Это тебе не дискотека! Живо домой переодеться!»

Так советская школа боролась с «тлетворным влиянием капитализма». А мы, само собой, пытались бороться с советской школой, упорно отращивать длинные волосы, упрашивая предков раскошелиться на джинсы и завидуя сверстникам, родители которых могли позволить купить своим чадам настоящий кейс с кодовым замком, прозванный в наших краях «дипломатом».

Вспомнил я об этом, перечитывая библейскую главу «Корах», которую будут торжественно оглашать в эту субботу во всех синагогах. Ведь само имя Корах является производным от слова «карахат», переводящегося как «плешь» или «лысина». Так что при желании имя Корах можно перевести просто как «Лысый», и связь с плешивым учителем из времён моей юности просматривается самая прямая.

История бунта Кораха – это, вне сомнения, архетип любого мятежа. И политическая трактовка этой истории напрашивается сама собой: вот что бывает, когда группа интересантов, используя популистские лозунги, пытается захватить власть. И вывод тут очевидный: важно держаться от них подальше, чтобы не провалиться вместе с ними сквозь землю – если не в буквальном смысле, как Корах и его сообщники, то от позора – если не по решению Небесного суда, то на суде Истории.

Но в чём, собственно говоря, состояли претензии Кораха, раз он смог увлечь за собой такое множество людей? «Собрались они вокруг Моисея и Аарона и сказали им: “Полно вам! В этой общине все святы, и Всевышний пребывает среди них! Отчего же вы вознесли себя над общиной божьей?”», – гласит текст Пятикнижия.

То есть Корах и его сторонники настаивали на абсолютном равенстве всех евреев перед Всевышним, убеждённые, что каждый из них вполне может выполнять роль пророка и первосвященника вместо Моисея и Аарона, обвиняя тех в узурпации власти. Разве это не благородная и заслуживающая восхищения идея?! И если присмотреться, именно она кружит миру голову и в наши дни, а в Европе и США приобретает всё более уродливые формы.

Вслед за Корахом влиятельные мыслители и политики в разных странах почему-то решили, что суть равенства в формуле: никто не должен чувствовать своей ущербности. Но доведённая до абсурда, эта идея означает, что не надо создавать специальные классы для особо одаренных в математике детей – ведь это оскорбляет лишенных таких способностей. Возможно, и скрипачу-виртуозу, дабы не очень выделялся на фоне других, посредственных музыкантов, следует понизить уровень игры – чтобы тем не было обидно. Да и в поэзии разве не должны быть равны все пишущие? Кто посмел ставить, к примеру, Иосифа Бродского выше других?

Равенство современные последователи библейского Кораха воспринимают как всеобщую уравниловку: чтобы не задевать чувств плешивых, давайте всех пострижем наголо. А чтобы слабые ученики не чувствовали себя ущербными, давайте снизим уровень обучения. А что? Ведь «в этой общине все святы» – никто не может быть лучше или выше другого.

Это, конечно, абсолютно самоубийственная для любого народа и для человечества в целом концепция, ведущая к полному вырождению! И на самом деле она не имеет никакого отношения к тому равенству, которое провозглашено в Пятикнижии – к равенству всех людей перед законом. Но равенство перед законом отнюдь не влечёт за собой некоего абстрактного всеобщего равенства, как это пытался представить Корах. Хотя бы уж потому, что не стоит человека без слуха принимать в консерваторию. И нельзя ставить гениального поэта на одну доску с законченным графоманом. И далеко не каждый из нас может стать главой государства или новым Илоном Маском.

В том-то и дело, что Творец создал нас всех разными, с различными талантами и – как ни грустно это многим осознавать – с различным масштабом этих талантов. А развитие человечества на протяжении всей его истории как раз обеспечивали те, кто выбивались из общего ряда. Любые же попытки унифицировать общество, постричь его под одну гребенку всегда вели к социальному застою, всеобщему обнищанию и гибели общества. А за дешевой демагогией о всеобщем равенстве всегда, как и в случае Кораха, стояли и стоят какие-то низменные, корыстные интересы, в итоге приводящие к подавлению всего яркого и передового.

И выступая против Моисея, желая навязать уравниловку и постричь всех под одну гребёнку, бунтовщики во главе с Корахом шли фактически против устройства мироздания, против самого Творца, поэтому не нужно удивляться, что Кораха и его сторонников постиг столь страшный конец.

Однако важно подчеркнуть и другую сторону вопроса. В том же библейском отрывке говорится об обязанностях первосвященника Аарона и его потомков: «А ты и твои сыновья должны посвятить себя служению». То есть не просто ходить на работу с 10 до 18, а «посвятить» себя этому. Любой талант, выделяющий тебя из общего ряда, любая избранность – это не только великий дар, но и колоссальная ответственность. И это, кстати, касается евреев как народа. Ведь его «избранность» заключается отнюдь не в том, что он чем-то лучше других народов, а в особой миссии в этом мире, которой он должен соответствовать.

В заключение не могу не вспомнить, что в «Мидрашах» бунтовщик Корах представлен прежде всего как изощренный демагог, который с помощью риторических приёмов и определённого артистизма завоевывал сердца толпы. «Нужно ли устанавливать мезузу с отрывками из священных текстов на косяк двери дома, который и так полон священными текстами?» – такого типа вопросами он забрасывал Моисея, пытаясь, используя выражение Шукшина, «срезать» его.

Что ж, и эти приемы, увы, дожили до наших дней. Просматривая комментарии некоторых наших читателей в социальных сетях, я часто вспоминаю Кораха. По каким-то известным им одним основаниям некоторые люди, явно никогда не бравшие в руки Тору, ставят своё мнение на одну доску с мнением величайших мудрецов и поучают остальных, какие заповеди надо выполнять, а без каких можно обойтись. Отсюда совсем близко до следующего шага – «главное, чтобы Б-г был в душе, а делать можно всё, что хочешь». Хотя жизнь не раз доказывала, что у считающих так нет Б-га и в душе. Так что Корах сотоварищи, хоть и провалились под землю, но никуда не делись. Они по-прежнему бродят среди нас и даже много и охотно пишут в социальных сетях.

{* *}