Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Раввин из такси

13.09.2024

Раввин из такси

13.09.2024

Бывший главный раввин Великобритании лорд Джонатан Сакс, да будет благословенна память о нём, любил рассказывать историю, услышанную им от американского таксиста-еврея. Тот, проезжая в пятницу по автотрассе, заметил стоящую на обочине машину, а возле неё – человека в кипе, явно нуждавшегося в помощи.

Остановившись, он помог незнакомцу поменять колесо. И убедившись, что машина снова на ходу, собрался ехать дальше, пожелал тому бедолаге доброй субботы. Но в этот момент мужчина снял кипу и, положив её в карман, признался:
– Я, вообще-то, не еврей.
– Зачем же вы тогда надели кипу?! – недоумевал таксист.
– Я эту шапочку всегда ношу с собой на всякий случай, так как знаю: если мне нужна будет помощь, то стоит лишь её надеть, и всегда найдется еврей, готовый мне помочь.

Возможно, в Европе помощи в подобном случае обычно придется ждать дольше, чем, к примеру, в Штатах, но вот в Израиле она придёт молниеносно. К примеру, совсем недавно у моего младшего сына посреди дороги случилась поломка машины. И тут же нашелся человек, который помог отогнать её на автостоянку. А затем какая-то женщина взялась подвезти нашего сына до дома – то есть без всякого страха посадила в свою машину незнакомого молодого парня с накачанными, как в лучшие годы у Шварценеггера, мускулами. Более того – по всему Израилю работают добровольческие дружины, готовые совершенно безвозмездно прибыть по первому зову любого нуждающегося в помощи на дороге – чтобы сменить колесо, долить бензин или масло.

Раввин Сакс видел в таких случаях живое доказательство, что многие евреи, даже не будучи религиозными, ревностно исполняют важнейшую заповедь, данную в читаемом как раз в эту субботу во всех синагогах мира отрывке «Ки Теце» из Пятикнижия Моисеева: «Если увидишь ты заблудившегося быка брата своего, то не проходи мимо – отведи его к своему брату. Так же поступай с его ослом, с его одеждой и любой другой потерей своего брата, которую ты найдешь – не проходи мимо!»

Любопытно, что многие видят в этой заповеди проявление заботы о животных: мол, затерявшийся бычок или осёл легко может стать добычей хищников. Однако раввин Сакс был убеждён, что никакой связи с гуманным отношением к животным эта заповедь не имеет. В Пятикнижии по поводу гуманного отношения к живности есть немало других заповедей. А в данном случае речь не о животных – речь о людях! И ключевыми словами тут является – «брату своему». И заповедь эта – она о необходимости помочь попавшему в передрягу ближнему. И не важно, с чем у него проблема – с ослом, с быком, конем или машиной. Главное – «не проходи мимо» чужой беды.

Вообще, отрывок «Ки Теце» является одним из самых насыщенных в Пятикнижии по числу заповедей, и как считают комментаторы священного текста, большинство из них так или иначе связаны с милосердием. От повеления установить ограду на крыше дома, чтобы никто с неё случайно не свалился, до постулированного права женщины на развод и защиту её чести и достоинства от неподобающего поведения мужа. Но есть среди этих заповедей одна, оказавшаяся тесно переплетённой с личной историей моего близкого товарища. А именно – запрет обделять наследством сына от нелюбимой жены.

«Если будут у человека две жены: одна – любимая, а другая – ненавистная, то в день, когда он будет оставлять сыновьям всё, не может он предпочесть сына любимой сыну ненавистной», – гласит текст Пятикнижия. Понятно, что в этих словах слышится прямой укор нашему праотцу Яакову, который наделил Иосифа – сына от любимой жены Рахель – большим наследством, обделив таким образом своего первенца Реувена, рожденного от не столь любимой жены Леи.

Для меня долгое время это был всего лишь закон об имущественных отношениях – и не более того. А потом у моего друга отец ушёл из семьи к другой женщине, и она родила ему ещё двоих детей. И пусть отец исправно платил алименты сыну от первого брака, но вот общался с ним крайне редко. И мой друг вырос в убеждении, что отец любит его куда меньше, чем двоих детей от нового брака. Эту обиду он пронёс через всю жизнь, а после переезда в Израиль так и вовсе прекратил общение с отцом. Да и сама последняя встреча – как раз накануне его отъезда в Израиль – вышла не очень: задушевного разговора не получилось, и они расстались как совершенно чужие друг другу люди.

А пять лет назад пришла грустная весть из одного российского города: отец скончался. Но следом и вторая: он завещал продать квартиру, машину и великолепную коллекцию холодного оружия, а вырученные деньги разделить поровну между тремя детьми.

Деньги эти моему приятелю были не так уж и нужны – он и без наследства неплохо стоит в этой жизни. Но сам факт, что отец отнесся к нему так же, как и к детям от любимой жены, а значит, всю жизнь и его любил, не просто примирил его с отцом, а кардинально изменил его мироощущение. Нет, он не стал «совершенно другим человеком», но в чем-то, безусловно, стал другим. Ведь решение отца избавило его от многих мучивших его ещё с детства мыслей и комплексов. Он вдруг почувствовал огромное облегчение и наконец признался себе, что всю жизнь тоже любил отца.

Горько только, что это случилось, когда ему самому было уже крепко за пятьдесят. Но это был как раз тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Тем более что мой друг пригласил брата с сестрой в Израиль – и так они впервые встретились. Как выяснилось, отец как раз хотел, чтобы дети от двух его браков общались, но обе жены были почему-то категорически против.

Вот и вышло, что этот, казалось бы, имущественный вопрос имеет отнюдь не только и даже не столько материальный характер – он в первую очередь призван помочь такому сыну, а ситуация эта нередкая, избавиться от комплекса «нелюбимого» и восстановить мир между братьями, а это куда дороже любых денег.

И так обстоит дело почти со всеми заповедями Торы: они, как правило, несут в себе куда более глубокий смысл, чем нам представляется на первый взгляд. И этот их смысл, их высшая справедливость открываются нам не сразу, но однажды обязательно откроются – каждому в свое время и в связи с его собственной судьбой.

{* *}