Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Старикам тут место

22.11.2024

Старикам тут место

22.11.2024

В 1972 году весь Советский Союз, затаив дыхание, смотрел новый телесериал «Тени исчезают в полдень». Фильм, если я правильно помню, показывали по воскресеньям в три часа дня. И к этому времени мы всей семьей отправлялись в гости к жившим в соседнем подъезде дяде Данику и тёте Мирре – ведь у них уже был большой телевизор «Горизонт», который у нас появился лишь спустя два или три года.

Фильм открывался замечательной песней «Гляжу в озера синие». Но как только певица дошла до слов «Иванами да Марьями гордилась ты всегда», дядя Даня громко начал петь: «Абрамами да Сарами гордилась ты всегда».
– Даник, не мешай смотреть! – сердито сказала тётя Мирра.
– Молчу, молчу! – ответил дядя Даник. – Но музыка, между прочим, Шаферана!
Разумеется, я тогда не очень понимал, о каких Абрамах и Сарах он говорит и при чём тут Шаферан. Но сегодня я это очень хорошо понимаю.

Из года в год в субботу, в которую читается библейская глава «Хайей Сара», повествующая о смерти Сары, десятки тысяч евреев съезжаются в город Хеврон, где она похоронена. Они приезжают, чтобы отдать дань памяти праматери еврейского народа, и верят, что там, на Небесах, она заступится за своих потомков. А в этом году поможет даровать победу Израилю и вернуть наших пленных домой.

Наши враги любят говорить, что нынешние евреи, мол, уже совсем не тот народ, о котором говорится в Пятикнижии. И говорят так исключительно для того, чтобы подвергнуть сомнению наше право на Землю обетованную. А значит – и само право Государства Израиль на существование.

Даже не вдаваясь в генетику, которая доказала, что все евреи происходят от общих предков, живших на Ближнем Востоке четыре тысячелетия назад, могу отметить: мы называем детей теми же самыми именами, которые носили наши предки. Мы говорим на том же языке, что и они. Мы произносим те же молитвы, что и живший три тысячи лет назад еврей. И если бы он чудесным образом на машине времени переместился в наши дни и попал в синагогу, то с лёгкостью опознал бы и родную речь, и знакомые с детства слова молитвы, и даже сохранившиеся за эти тысячелетия мелодии литургии! И это лучшее доказательство, что всё тот же еврейский народ продолжает жить и здравствовать.

Праматерь Сара продолжает жить в каждом еврее. И мы видим по самому тексту Пятикнижия, насколько плотно история её жизни оказывается переплетена с нашим правом на Святую землю. И не только история её жизни, но и описанная в главе «Хайей Сара» история её смерти.

«И поднялся Авраам с места, где оплакивал покойницу, и сказал сыновьям Хетта: “Я – пришелец, поселившийся среди вас. Выделите мне участок для гробницы, и похороню я свою умершую, которая передо мной”», – гласит библейский текст. А дальше начинаются поистине захватывающие деловые переговоры, достойные войти в лучшие учебники по бизнесу.

Хетты отнюдь не спешат продавать Аврааму землю – они предлагают обходной вариант: «Ты князь Б-жий среди нас. В лучшей из наших гробниц похорони свою жену!» Это пусть и очень красивый, изысканный и по-восточному тонкий, однако категорический отказ от любых переговоров о купле-продаже земли. Хетты тем самым сообщают Аврааму, что его просьба просто неприемлема.

Но Авраам столь же вежливо продолжает давить, предлагая «любые деньги» за небольшой участок земли, который в глазах хозяина вообще ничего не стоит, так как находится на «границе поля», то есть неплодородный.
– Обратитесь от моего имени к царю Эфрону, – говорит Авраам хеттам. – Пусть отдаст мне за полную стоимость принадлежащую ему пещеру Махпела, которая находится на границе поля.
За «полную стоимость» – то есть как за стоимость плодородной земли!

Понимая, что Авраам начинает с такой стратегией его переигрывать, царь Эфрон решает «перевернуть доску» и начать другую игру – раз Авраам претендует на такой никчёмный, в общем, клочок земли, то «добрый» царь готов ему просто подарить пещеру Махпела. «Земля в четыреста шекелей серебра – что это для нас с тобой? Хорони свою умершую!» – говорит Эфрон.

Но это лишь игра в показное благородство: приняв пещеру в дар, Авраам навсегда бы стал обязанным Эфрону. Ведь даря от чистой души подарки, мы обычно не озвучиваем их стоимость. Особенно не завышаем её в десять раз! Однако поняв, что таким образом Эфрон, можно сказать, озвучил цену, Авраам выплачивает ему эти 400 шекелей серебра. За участок, который, повторюсь, стоил как минимум вдесятеро меньше!

«И отошло поле Эфрона, которое в Махпеле – поле и пещера на нём, – к Аврааму как покупка, совершенная на глазах всех вышедших к городским воротам. И только после этого похоронил Авраам свою жену Сару в пещере Махпела, рядом с Мамрэ, он же – Хеврон», – гласит текст Пятикнижия.

Не знаю, как вам, но мне лично неизвестен ни один другой народ в мире, который мог бы в своих хрониках отыскать рассказ, как его предки четыре тысячи лет назад на глазах у всех и на совершенно законных основаниях, значительно переплатив, приобрели конкретную территорию. Или же народ, способный показать место, где покоятся его праотцы, с которых и начался этот народ.

Давно исчезли с арены мировой истории хетты, как и подавляющее большинство живших тогда на Ближнем Востоке, да и вообще в мире народов. А евреи всё продолжают ездить в Хеврон – на то самое место, которое купил Авраам у Эфрона, чтобы помолиться в гробнице, в которой найдут упокоение он сам вместе с Сарой, а также Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. И как же смехотворно звучат после этого доводы тех, кто оспаривает наше право на эту землю! Тем более что это право зафиксировано в Книге книг, признанной и взятой за основу существования всем человечеством.

Мы читаем о том, что Авраам после смерти Сары «прошёл сквозь дни и состарился». Но в финале этого отрывка видим, что он снова женится, и новая жена рожает ему шесть сыновей. И в этом мне видится ещё один урок от Авраама: даже если вы «прошли сквозь дни» – не спешите записывать себя в старики, живите полноценной жизнью и не обращайте внимания на разговоры о том, что вы «состарились».

{* *}