Из грязи в связи
27.12.2024
27.12.2024
27.12.2024
Кружок, кстати, был неплохой, и один из моих сверстников, с которым я начинал в нем заниматься, даже стал потом чемпионом мира. Правда, тогда у него была другая фамилия, чем сегодня. То есть примерно такая же фамилия, как и у большинства членов кружка. И хотя шахматистом я оказался, мягко говоря, слабеньким, это навсегда определило круг моих ближайших друзей. Один из них стал гроссмейстером, двое – международными мастерами, третий – кандидатом в мастера, а я остался просто ценителем хорошей игры и до сих пор люблю наблюдать за тем, как играют настоящие мастера.
Вспомнил я об этом, потому что история приключений Иосифа в Египте, которая рассказана в читаемой в эту субботу во всех синагогах мира библейской главе «Микец», всегда представлялась мне шахматной партией, разыгранной с той же элегантностью, с которой играли в свое время Ласкер, Ботвинник, Таль и другие великие мастера. Да, с несколько проблемным дебютом, но зато с блестящим миттельшпилем и совершенно роскошным эндшпилем.
Дебют можно назвать проблемным уж потому, что началась эта история в тюрьме, куда угодил Иосиф по ложному доносу. Но там среди его сокамерников были непростые люди – в том числе и бывшие вельможи фараона, разгневавшие владыку Египта и отправленные в узилище. Точно разгадать их сны – вроде бы правильный дебютный ход. Но как мы видим, поначалу он для Иосифа закончился плохо: его положение в тюрьме после этого лишь усугубилось – он, как следует из текста, оказался теперь не просто в узилище, а в тюремной яме! Мы видим это из описания сцены с участием самого фараона, когда помилованные им в итоге вельможи посоветовали ему Иосифа в качестве разгадчика снов: «“Был с нами под стражей молодой раб-еврей, которому мы рассказали наши сны – и он разгадал их. И как он разгадал – так и случилось”, – сказал виночерпий. И послал фараон за Иосифом – и тут же вытащили его из ямы». Ямы! Дальше ему падать было просто некуда – абсолютная катастрофа в дебюте.
И надо понимать, что царский виночерпий предложил позвать Иосифа, разумеется, отнюдь не из благодарности к нему за точно разгаданные и сбывшиеся сны – ведь за всё время после освобождения ни он, ни другой вельможа, которому помог Иосиф, не попытались вытащить его из узилища. Они попросту забыли о нём. И не увидь фараон странные сны про семь тучных и семь тощих коров – сидел бы Иосиф и дальше. А тут вельможи просто захотели выслужиться перед фараоном. При этом виночерпий явно не хотел и даже опасался возможного возвышения Иосифа, а потому сразу же подчеркнул, что речь идёт об «отребье» общества: он не только раб, но вдобавок ещё и еврей!
История разгадки снов фараона широко известна. Однако примечательно, что Иосиф не только их разгадал, но и дал совет, как следует готовиться к семи голодным годам, чтобы в итоге не просто не бедствовать, но и приумножить своё состояние. На что фараон и воскликнул: «Найдем ли мы другого такого человека, в котором есть дух Б-жий?», назначая его правителем Египта – по сути, вице-фараоном.
Но любопытно, что многие комментаторы Пятикнижия, видя, конечно, в этой истории прямое вмешательство Свыше, предпочитают, однако, рассматривать её с рациональной точки зрения. Сны фараона, по их мнению, были достаточно прозрачны, и для их разгадки просто был нужен хороший аналитический ум – тот самый, который как раз и был у Иосифа. Ведь ближневосточные хроники были полны рассказов о засухе и голоде, продолжительность которых составляла обычно пять-семь лет. И Иосифу было не так сложно сопоставить эти хроники с рассказами отца, как его прадед Авраам бежал от голода из Святой земли именно в Египет.
Вообще, умение анализировать и просчитывать наперед последствия того или иного события – это важнейшая составляющая таланта не только любого хорошего шахматиста, но и мудрого государственного деятеля. Причем среди последних оно встречается, увы, не так часто, как хотелось бы. Скорее наоборот: многие политические лидеры и их ближайшие сподвижники зачастую настолько ослеплены самолюбованием и уверенностью в своей непогрешимости, что не в состоянии ничего просчитать даже на ход вперёд. А за их ошибки обычно приходится расплачиваться нам, простому народу.
Знаю это на собственном опыте. Я уже жил в Израиле, когда правительство пошло в 1993 году на заключение Норвежских соглашений с общепризнанным террористом Ясером Арафатом и сдало ему часть территории Иудеи и Самарии. Несмотря на то, что военные аналитики предрекали: это неизбежно кончится новой небывалой волной террора и большой кровью. Так в итоге и получилось.
Помню, как в 2000-м израильское правительство само себя убедило, что если в одностороннем порядке выйти из Ливана, то «Хезболла» прекратит нас обстреливать и из террористической организации превратится в мирную политическую партию. Последствия этой страшной ошибки мы пожали сначала в 2006 году, но еще больше – в последние два года. В итоге нам пришлось возвращаться в Южный Ливан и снова пытаться создавать там прежнюю буферную зону.
В том же 2000-м Израиль чуть не отдал Сирии все высоты на Голанах – в обмен на полноценный мир. И счастье, что тогдашнее сирийское правительство отказалось заключать мир. Ведь если бы в угоду очередной иллюзии наших лидеров мы бы тогда отступили с Голанских высот, то сейчас захватившие власть в Сирии исламисты чувствовали бы себя полными хозяевами на Севере Израиля.
Наконец, в 2005-м мы разрушили наши же собственные поселения в Газе, насильно эвакуировали оттуда израильтян и полностью вывели оттуда армию – до последнего солдата! И всё это в надежде, что после этого нас оставят в покое. В итоге мы получили 20 лет непрерывных ракетных обстрелов нашей территории из сектора, а затем и страшную резню 7 октября.
Думаю, тот фараон со своим окружением в далеком XV веке до н.э. был так же неспособен анализировать и просчитывать последствия различных ситуаций, как и израильские политики последних десятилетий. И всё же следует отдать должное фараону: он хотя бы обладал другой необходимой чертой для правителя страны – умел правильно подбирать кадры! И потому ни национальность, ни низкий социальный статус Иосифа не помешали ему возвести молодого еврея на вершину власти.
Ну, а дальше Иосиф играет свою собственную шахматную комбинацию, просчитанную на десять, а то и больше ходов вперед. Проявляя недюжинные организационные способности, спасает Египет от голода, превращая его в главного кормильца и сверхдержаву всего региона, выстраивая параллельно многоходовую семейную комбинацию. Ему ведь очевидно, что его братья рано или поздно появятся в Египте – их пригонит туда голод в регионе. И когда они наконец спускаются в Египет, чтобы купить зерно, то Иосиф начинает свою игру с ними. Для начала отправляет их денька на три в тюрьму – раз уж он сам по их милости там провёл гораздо больше времени, то пусть теперь и они хоть немного посидят. Не из чувства мести – а исключительно в воспитательных целях.
Затем он меняет стиль игры: неожиданно отпускает братьев, даёт им зерно в дорогу и даже вроде возвращает уплаченные ими за него деньги. А потом резко объявляет им «шах» – оставляет в заложниках одного из них, Шимона. Более того, требует от братьев привести в Египет самого младшего из них – любимого им Биньямина.
Начинается эндшпиль, и Иосиф в нём никуда не спешит. Он знает, что голод в регионе усиливается, и братья в итоге будут вынуждены снова спуститься к нему в Египет – и тогда они приведут Биньямина. И он радушно встречает их, но готовит им новую ловушку: одаривает Биньямина подарками в пять раз большими, чем остальных братьев, чтобы проверить их на зависть и ревность к Биньямину. Ведь Иосиф помнит, что подобные чувства те когда-то испытывали по отношению к нему, и именно эти чувства привели их к преступлению.
А затем он неожиданно обвиняет Биньямина в воровстве. В сущности, это уже мат. Иосиф уже добился своего, и теперь ему осталось провести задуманную проверку: насколько искренне братья раскаиваются в том, как они много лет назад поступили с ним, и как они будут действовать в ситуации, когда попадание в рабство угрожает теперь другому брату.
На этом, как и положено самом интересном месте, глава «Микец» обрывается, и следующий отрывок начнется со столкновения Иосифа и Иегуды – двух типов еврейских лидеров, один из которых, по мнению комментаторов Пятикнижия, является идеальным вождем в странах рассеяния, когда евреям надо выживать среди других народов, а второй – на своей земле, когда им надо укреплять и защищать свою государственность, отбиваясь от многочисленных врагов.
Думается, сейчас они нужны нам оба – поскольку неприятностей у евреев и в Израиле, и за его пределами хватает. Как необходимы нам сегодня мир, согласие и взаимопомощь между всеми сыновьями и дочерями нашего народа, где бы они ни проживали.
Любопытно, что глава «Микец» читается в дни праздника Ханука, история которой тесно связана с восстанием евреев против правителя Сирии Антиоха Епифана. И на первом этапе это восстание возглавлял Иегуда Маккавей, а после его героической гибели в бою руководство войной приняли на себя его братья Шимон и Йонатан. Так протягивается связь от родоначальников колен Израиля к временам Второго Храма, а от них – к нашим дням. Ведь воюющие сегодня наши дети и внуки носят зачастую те же имена, что и их великие предки. И никому не дано разорвать эту связь, уходящую в глубину тысячелетий.